Увеличение выплат в пенсионный фонд способствовало установлению долгожданной стабильности на российском фондовом рынке, отметившем на прошлой неделе свой десятилетний юбилей, до которого, как иногда казалось, он мог и не дожить.
После десяти лет резких скачков долларовый индекс РТС находится на своем рекордном уровне благодаря высоким ценам на нефть, внутриполитической стабильности и росту потребительского спроса.
Начав со ста пунктов в 1995 году, к прошедшему четвергу - своей годовщине - индекс РТС достиг 894 пунктов. Однако следует сказать, что в 1998 году индекс почти обрушился после того, как правительство объявило о невозможности выплат по некоторым долговым обязательствам. В течение года индекс упал с 572 до 39 пунктов.
За последний год индекс РТС вырос на 45 процентов, в то время как соответствующие показатели других развивающихся рынков увеличились в среднем только на 11 процентов.
Рост индекса был обусловлен деятельность нефтеперерабатывающих предприятий (цена на топливо предприятий Уфы поднялась на 230 процентов с января 2005 года), а также нефтедобывающих предприятий (акции 'Юкойла' выросли на 66 процентов).
К счастью для России, до дефолта 1998 года предприятия-вкладчики стали постепенно вытеснять других игроков с рынка ценных бумаг России.
Компании, прежде всего США и Европы, все настойчивее требуют от России завершения рыночных реформ. Подобные же требования выдвигаются и в отношении других стран с экономикой переходного периода, где США и европейские страны преследуют свои экономические интересы, утверждают некоторые участники рынка.
'Предприятия-вкладчики сегодня проявляют все больший интерес к развивающимся рынкам, - говорит Лейла Кардуш (Leila Kardouche), одна из руководителей фондовой компании 'RAB Capital'. - Данный вид инвестиций стал, практически, основным направлением, и вклады будут только расти'.
'Внутренние пенсионные фонды увеличили накопления, что способствовало установлению стабильности. Основные макроэкономические показатели улучшились, и у игроков осталось мало места для маневра. Хотя, конечно, есть и другие факторы, способствовавшие стабилизации'.
Г-жа Кардуш отметила, что потрясения еще возможны и напомнила о недавнем кризисе в Индонезии, когда национальная валюта рухнула по отношению к доллару.
Однако, если раньше такой кризис мог повлиять на другие развивающиеся рынки, то сейчас инвесторы рассматривают каждый из них как самостоятельное явление.
'Инвесторы сейчас более опытны и знают, что между странами и регионами существуют различия, - рассказывает г-жа Кардуш. - Раньше, например, рынки Бразилии и Турции были очень взаимосвязаны, но сейчас это уже не так'.
С ней согласен глава исследовательского отдела английской компании 'Ashmore Investment Management' Джером Бут (Jerome Booth): 'Сейчас уже нет взаимозависимости и рискованных сделок, поэтому кризис на одном рынке не перекидывается на другой'.
Г-н Бут считает, что снижение взаимозависимости между новыми рынками позволяет инвесторам покупать акции предприятий таких стран, как Россия, которые не отличаются стабильностью, но могут приносить высокие дивиденды.
'Россия остается неустойчивым рынком. Однако развивающиеся рынки вместе взятые представляют собой достаточно устойчивый рынок. Когда вы имеете в своем распоряжении такое разнообразие инвестиционных предложений, нестабильность не будет для вас проблемой', - говорит г-н Бут.
Крис Уифер (Chris Weafer), возглавляющий отдел стратегического планирования в московском 'Альфа-Банке', сказал, что Россия показала, насколько быстро развивающийся рынок способен стабилизироваться. В 2000 году российский фондовый рынок был в два с половиной раза более нестабилен, чем другие развивающиеся рынки, но теперь их положение сравнялось, и инвестиции в него приносят более высокие дивиденды.
Тем не менее, г-н Уифер считает, что недавно обнаруженные нефтяные запасы России вкупе с высокими ценами на нефть на мировых рынках создают ложное впечатление стабильности, которые исчезнет, как только цены снизятся. 'В настоящий момент Россия не напоминает развивающуюся страну, но ее следует рассматривать именно как таковую', - сказал г-н Вифер.
Он также указал на несоответствие индексов развивающихся рынков. Два основных индекса России - РТС и ММВБ - не указывают курсы акций нескольких крупнейших компаний страны, которые фигурируют на лондонской бирже. Например, акций 'Газпрома', чья рыночная стоимость составляет 90 миллиардов долларов или 27 процентов российского рынка, нет в котировальных биржевых списках в России.
Г-н Уифер добавил, что инвесторы сильно не рискуют в России, т.к. вкладывают средства только в несколько самых крупных компаний страны.