Маленький портовый городок Портсмут на берегу Атлантического океана в северо-восточной части США приковывал взоры всего мира.
В такой же день как сегодня, но 100 лет тому назад, 5 сентября 1905 года между Японией и Россией был подписан Портсмутский мирный договор, и тем самым была поставлена завершающая точка в Русско-японской войне.
Южная часть острова Сахалин стала японской территорией, Япония получила от России право на аренду Ляодунского полуострова, южную ветку Китайско-Восточной железной дороги и другие уступки.
Для японской делегации, которую возглавлял наделенный всеми полномочиями министр иностранных дел Ютаро Комура, это были проходившие с трудом весьма рискованные переговоры, которые можно сравнить с хождением по тонкому льду. Из некоторых подробностей, связанных с ними, следовало бы извлечь исторический урок.
Япония требовала от России заплатить денежную компенсацию за уступку всего острова Сахалин. Российский император занял решительную позицию, заявив, что 'не отдаст и одной копейки, не уступит и сантиметра территории'.
Переговоры были на грани срыва. Россия, перебросив дополнительные войска в Манчжурию (северо-восточная часть Китая), восстановила там порядок, и готовилась к повторному нападению на японскую армию.
Военные расходы Японии к тому времени значительно, на несколько сотен миллионов иен, превышали планируемые затраты и уже достигли приблизительно 2 миллиардов иен. Продолжать войну Японии было крайне сложно.
В последний день переговоров российская сторона согласилась уступить Японии южную часть Сахалина. Для японского правительства, которое уже смирилось с отказом от Сахалина, эта уступка стала радостной неожиданностью.
В самой Японии в эти дни бушевали невиданные страсти, направленные против подписания мирного договора с Россией. Громче всего раздавались голоса, требующие от России выплаты контрибуции в сумме 4-х миллиардов иен и нереальные требования заставить Россию уступить Японии весь Приморский край.
5 сентября, то есть в день, когда был заключен мирный договор, в Хибия в Токио прошел массовый народный митинг против подписания мирного договора с Россией. В толпе из нескольких десятков тысяч человек произошли многочисленные стычки с полицией, люди осаждали официальную резиденцию премьер-министра, квартиру министра иностранных дел Комура, офисы некоторых газет. Когда народ начал крушить и городские трамваи, был издан приказ о введении чрезвычайного положения.
Если бы правительство Японии выбрало в то время продолжение войны, то, как знать, не обернулась ли бы для Японии 'победа' в Русско-японской войне 'поражением'.
Если бы, поддавшись импульсивной 'воле народа', руководство страны пренебрегло холодным и трезвым расчетом, Япония могла бы пойти по неверному пути. Это исторический урок, годный на все времена.
Те, кто стояли у руля в войне Японии с Россией в срочном порядке обратились к Америке с просьбой о посредничестве в подписании мирного договора с Россией, и тайно обменивались с американцами информацией через своего союзника Англию. В последний момент переговоров по мирному договору, когда Россия все же решилась уступить Японии южную часть Сахалина, непосредственно перед тем, как Россия должна была внести это предложение, информация об этом совершенно секретно была передано из Англии японскому правительству.
И насколько отличалось от прежнего руководство эпохи Сева (прим. пер.: по японскому летоисчислению годы правления в период 1926 - 1989), которое, в тайне рассчитывая на победу Германии, вступило в рискованную для Японии войну, а когда Германия была разбита, то показным образом сожалело об этом, требуя посредничества при заключении мирного договора с Советским Союзом.
Руководство эпохи Мэйдзи (прим. пер.: по японскому летоисчислению годы правления в период 1867 - 1912) точно смогло оценить запутанную международную обстановку и хладнокровно рассчитать ослабевшую к тому времени государственную мощь Японии. В этом и заключается основной урок Русско-японской войны.