Новое поколение революционеров, вдохновленное примером польского движения 'Солидарность', под руководством ловких вождей-маркетологов, замышляет радикальные перемены в Беларуси, где властвует один из последних диктаторских режимов в Европе. На поп-концерте в Варшаве в честь двадцатипятилетнего юбилея 'Солидарности' гвоздем программы стала белорусская группа 'НРМ' - во время ее выступления слушатели скандировали: 'Свободу нашим соседям!'
Своеобразная коалиция ветеранов-революционеров и искушенных 'инженеров демократизации' собралась в польской столице, чтобы спланировать следующий шаг. 'Еще многое предстоит сделать, - заявила мне одна женщина, называющая себя независимым политическим аналитиком, специализирующимся по 'закрытым обществам'. - 'На очереди - Беларусь, затем Бирма, Узбекистан и Зимбабве'. Да-а, планов громадье, но, учитывая недавние события в некоторых восточноевропейских странах, эти замыслы не назовешь плодом больного воображения.
В ходе свержения Слободана Милошевича в Сербии (2000 г.), 'революции роз' в Грузии (2003 г.) и 'оранжевой революции' на Украине (2004 г.) сформировалась целая прослойка 'саквояжников' от революции [на американском политическом жаргоне 'саквояжниками' (carpetbaggers) называют беспринципных политические деятелей, 'варягов' из других регионов, пытающиеся завоевать голоса избирателей и выборные посты в ущерб местным политическим элитам - прим. перев.], кочующих от одной зашатавшейся диктатуры к другой. Сегодня их объектом стала Беларусь и ее глава, президент Лукашенко.
Эти революционеры - уже не те бородатые субъекты с безумным взглядам, которых мы знаем по прежним временам. Их оружие - не бутылки с зажигательной смесью, а смартфоны 'BlackBerry', а последняя разработка - компьютерная видеоигра под названием 'Мы сильнее' ('A Force More Powerful'), которую они используют для обучения будущих вождей массовых движений. 'Белорусский' вариант игры будет готов через несколько месяцев. На виртуальных улицах Минска ее участники будут отвечать на вопросы и решать задачи, актуальные для любого, кто хочет организовать мирные акции протеста против г-на Лукашенко. Впрочем, 'экспорт' революционного духа связан не столько с компьютерными технологиями, сколько с бьющей через край энергией молодежи.
Вчера двое активистов грузинской студенческой организации 'Кмара', сыгравшей важную роль в ходе 'революции роз', были депортированы из Беларуси после того, как они установили контакты с местными диссидентами. В августе Лука Цуладзе и Георгий Канделаки (последний является сотрудником администрации грузинского президента Саакашвили) были арестованы на 15 суток за 'обучение организации революции'. После освобождения они были выдворены на территорию Украины.
Этим летом в Албании лидеры сербской группировки 'Отпор', украинской 'Поры' и 'Кмары' уже встречались с представителями нарождающихся оппозиционных движений из разных стран Восточной Европы. 'Революции современной эпохи нуждаются в маркетинге, - заявил Иван Марович (Ivan Marovic) из 'Отпора'. - Мы разработали технологию 'корпоративного брэндинга' для политических движений, взяв за образец стратегию 'Кока-колы''.
Сегодня на своих собраниях диссиденты выбирают цвет для своей революции, ее гимн и логотип. Однако вопросы на эту тему, адресованные в Варшаве лидеру белорусской оппозиции Алексею Михалевичу, вызвали у последнего недоумение. Пока что ему с трудом удается избежать раскола в рядах оппозиции. Кроме того, нет никаких гарантий, что белорусы вообще захотят принять участие в массовых акциях протеста.
Крупнейшая стихийная демонстрация в стране, которую могут припомнить наблюдатели, состоялась из-за того, что в открывшемся в Минске 'Макдональдсе' не хватило мест для всех желающих. Белорусским оппозиционерам больше по вкусу методы Мирослава Хоецкого (Miroslav Chojecki), человека, создавшего в 1970-х - 1980-х целую 'империю' подпольных типографий в коммунистической Польше. Сегодня г-н Хоецкий с радостью взялся за новое дело - подрыв режима Лукашенко. 'Мы изготовили тысячи компакт-дисков, которые затем переправляются в Беларусь, - рассказывает он. - Лозунг у нас такой: 'забросаем Лукашенко дисками!''.
Эта работа ведется без лишнего шума, чтобы не ставить в неловкое положение ЕС и не разгневать приятеля г-на Лукашенко - президента Путина. Отношения между Польшей и Россией и без того напряжены: по мнению Кремля, Варшава превратилась в 'авангард' Запада в его попытках привести к власти дружественные (и, соответственно, антироссийские) режимы в странах, граничащих с Союзом.
В Беларуси оппозиционные издания закрываются в головокружительном темпе - только за прошлый год в стране прекратили существование 262 независимые газеты. В результате Польша и Литва превратились в 'типографию' для публикации работ свободомыслящих белорусов. Собираются средства для организации радиовещания на Беларусь с территории Польши. Когда г-н Лукашенко закрыл в Минске гимназию, известную своей либеральной ориентацией, она продолжила деятельность в подполье: занятия происходят на частных квартирах. По окончании школы ученики продолжают образование в Польше: ни один белорусский университет не согласится принять таких студентов.
Самым эффективным инструментом для подрыва власти г-на Лукашенко оказались контрабандные видеоматериалы: они позволяют покончить с монополией государственного телевидения. Американский кинематографист Стив Йорк (Steve York) снял серию 25-минутных документальных фильмов о 'Солидарности', событиях в Южной Африке, отношении к евреям в Дании в годы второй мировой войны, и проблеме расизма. На территории Польши эти фильмы дублируются, а затем нелегально переправляются в Беларусь. Там их копируют и передают от семьи к семье.
Одним из разработчиков этой методики стал Питер Акерман (Peter Ackerman), бывший трейдер с Уолл-стрита, чей фильм 'Свержение диктатора' ('Bringing Down a Dictator'), посвященный событиям в Сербии, многократно транслировался независимым грузинским телевидением в напряженные дни накануне революции. Теперь видеопленки с этой картиной тоже направляются в Беларусь. Доктор Акерман - один из соавторов труда, где исследуется механизм современных революций. В этой работе, опубликованной в интернете (к нему белорусские диссиденты, несмотря на недавнее ужесточение контроля, до сих пор имеют относительно свободный доступ), анализируется опыт 67 стран, где за последние 30 лет предпринимались попытки избавиться от авторитарных режимов.
Авторы дают следующие рекомендации: оппозиции необходимо объединиться вокруг одной цели, выработать стратегию ненасильственной борьбы, наладить контакт с полицией или обеспечить ее нейтралитет, поддерживать связь с зарубежными СМИ, и развеять страх перед диктатором, подвергая его публичному осмеянию. Сработает ли эта методика в Беларуси? Поживем, увидим.