Министр иностранных дел Александер Даунер поднял ставки в дискуссии об уране, призвав Австралию поставлять топливо для атомных электростанций за рубежом. В тот момент, когда ураган Катрина сосредоточивает внимание мира на экологической стоимости сжигания ископаемых видов топлива, замечания министра весьма своевременны. Эту дискуссию Австралии провести необходимо.
К счастью для нашей страны, она обладает большими запасами угля, что позволяет роскошь выбора, как именно она будет вырабатывать энергию. Опасность урана и получившие широкое освещение несчастные случаи на АЭС сделали его немодным в 70-е и 80-е годы. В результате, хотя на Австралию приходится две пятых мировых запасов урана, она отказалась от ядерного варианта, и в настоящее время является одним из главных производителей "парниковых" газов в расчете на душу населения. Другим странам повезло меньше, но энергия нужна и им. Быстрый экономический рост таких стран, как, в частности, Индия и Китай, в значительной степени повысил спрос на энергию всех видов, включая ядерную, на которую приходится одна шестая всей производимой на планете.
Несмотря на оптимизм г-на Даунера, ядерная энергия все же представляет опасность. Хотя при помощи урана энергию можно производить чисто, побочные продукты могут быть превращены в оружия. На электростанциях имели место несчастные случаи, и их последствия на тысячелетия могут обернуться потенциальной смертельной угрозой. Г-н Даунер неправ, отметая эти опасения как устаревшие и не относящиеся к делу. Они не являются таковыми. Однако смертельные несчастные случаи на АЭС так редки именно потому, что мир знает, насколько опасны ядерные материалы. Правила безопасности относительно их использования чрезвычайно жестки и регулируются международными соглашениями.
Между тем, уголь и ядерные материалы резко контрастируют между собой. По всему миру несчастные случаи в угольной промышленности с 1970 года унесли жизни 20 тысяч человек, тогда как для ядерной энергии этот показатель был менее ста. По мере того, как все больше стран избирают ядерный вариант, можно ожидать, что это число возрастет, но не приблизится к показателю для угля хотя бы потому, что для производства того же количества энергии урана требуется намного меньше. Одна тонна урана дает то же количество энергии, что и 13 тысяч тонн угля. Сжигание угля во всем мире во всех целях - включая производство энергии - сейчас ежегодно приводит к выбросу примерно девяти миллиардов тонн "парниковых" газов. К тому же перевозка огромных количеств угля в те места на земном шаре, где находятся электростанции, также требует затрат энергии.
Если австралийцы игнорируют ядерную энергию как средство для производства электричества, то мир поступает иначе. Если Австралия не захочет продать уран другим странам, те купят его в иных местах. Жесткие меры безопасности ликвидировали угрозу, исходящую от этой отрасли. Поворачиваться спиной к этому доходному рынку - вызов здравому смыслу.