На прошлой неделе мир стал свидетелем картины бедности и общественного хаоса, которая сорвала маску с внешне благополучных Соединенных Штатов.
Вместо широко разрекламированной американской машины под названием 'Я все могу', обещающей принести свободу и процветание менее удачливым народам за рубежом, мы увидели бездушную некомпетентность государства, на фоне которой бледно смотрятся даже правители третьего мира. Перечень ошибок администрации Буша, оказавшейся не в состоянии предотвратить разрушительное воздействие урагана 'Катрина' и отреагировать на его последствия, с каждым часом становился все длиннее, по мере того, как с улиц попавшего в настоящий ад Нового Орлеана каждый час поступали все новые разоблачительные сообщения.
Однако проблема имеет гораздо более глубокие корни. В течение полувека ярые сторонники рыночной свободы всячески порочили ту важную роль, которую играет современное государство, называя ее страшным заговором либералов. Таким образом, символизм наводнения в Новом Орлеане оказывается трагично уместным: "Новый курс" Франклина Рузвельта и амбициозные популистские реформы 30-х годов, осуществленные губернатором Луизианы Хью Лонгом, освободили этот штат от феодализма и вывели его на современный путь; революция Рейгана и бездушие администраций обоих Бушей отправили его обратно в пропасть.
Сейчас нами руководит президент, тратящий деньги налогоплательщиков в Ираке вместо того, чтобы защищать нас в собственной стране. Решения о совершенствовании систем защитных дамб в последние годы откладывались даже после их утверждения в Конгрессе, в связи с чем экологи из Агентства по защите окружающей среды назвали затопленный Новый Орлеан 'озером Джордж'.
Все это случилось не из-за оплошности, не по причине простой некомпетентности. Это результат кампании, проводимой большинством республиканцев и слишком многочисленной группой демократов по систематическому принижению роли государства в жизни Америки. Политики, манипулирующие общественным мнением, убедили белых представителей среднего класса в том, что их собственные экономические беды вызваны 'квазисоциалистической' политикой государства, которое помогает лишь бедному темнокожему населению - несмотря на рост доходов корпораций и зарплат их директоров.
Десятилетиями мы наблюдаем, как система социальных услуг, приносящая пользу всем и каждому и включающая в себя образование, охрану общественного порядка, здравоохранение, защиту окружающей среды, ремонт инфраструктуры и службы спасения, находится в состоянии резкого и непрекращающегося спада в условиях сокращения налогов и увеличения военных расходов. Однако такая экономия фальшива: для спасения Нового Орлеана потребуется гораздо больше средств, чем понадобилось бы для его защиты.
В то время как состоятельная часть населения в силах смягчить этот вызванный общенациональным спадом жизненного уровня удар, посылая своих детей в частные школы, возводя стены вокруг районов своего проживания и уезжая в удаленные отели перед лицом приближающихся стихийных бедствий, другая его часть, как те 150 000 человек, живущих ниже черты бедности в районе причиненных ураганом 'Катрина' разрушений - треть из них престарелые люди - остается уязвимой.
Ужасно наблюдать по телевидению за абсолютной незащищенностью низших слоев афроамериканцев, живущих в гетто Нового Орлеана в вечной бедности. Однако следует помнить, что даже когда их жизням и здоровью не угрожают ураганы, они живут в прогнивших жилых кварталах, ходят в плохо оснащенные школы, вызывающие стыд, и, будучи лишенными надежной защиты полиции, часто подвергаются террору со стороны безработных и необразованных молодых людей.
На деле - и это отнюдь не исключительное явление - страдания таких отчаявшихся американцев являются символом нации, которая становится все беднее под руководством партии Большого Бизнеса. Когда 'Катрина' наносила свой смертоносный удар по побережью, Бюро переписи населения США опубликовало новые данные, которые свидетельствуют, что с 1999 года доходы самой бедной части американцев, составляющей пятую часть населения страны, снизились на 8,7 процента с учетом инфляции. Только в прошлом году к 36 миллионам человек, живущих за чертой бедности, присоединились еще 1,1 миллиона.
Для тех, у кого проблемы с пониманием статистики, даем расшифровку: богатые становятся богаче, а бедные, выражаясь крепким популистским языком легендарного губернатора Луизианы Лонга, получают дырку от бублика.
Эти люди уже давно брошены на произвол судьбы. Несмотря на глубокую религиозность населения южных штатов и США в целом, похоже на то, что в этой стране правят боги стяжательства и алчности. За примером не надо далеко ходить. Имеющие огромную важность заболоченные земли Нового Орлеана, берущие на себя излишки воды, пригоняемой во время шторма, в значительной части осушены в целях развития там коммерческого строительства. И это стало возможным благодаря помешавшейся на отмене государственного регулирования социальной культуре, которая во главу угла ставит быструю наживу в ущерб долгосрочным интересам общества.
С учетом сказанного не вызывает никакого удивления то, что руководители из Белого Дома или рангом пониже не сделали ничего для людей из Нового Орлеана и других мест региона ни до, ни после того, что страховые компании оскорбительно называют обстоятельствами непреодолимой силы (в буквальном переводе - 'волей Божьей' - прим. пер.).
Все дело в том, что большинству из этой когорты, и особенно нашему президенту, нет никакого дела до людей, которые не в состоянии вносить свои пожертвования во время сбора средств на политические кампании, или оплачивать услуги дорогостоящих лоббистов. Нет, эта публика должна гордо плыть на гребне волны процветающей нерегулируемой экономики, которая 'держит на плаву все корабли'.
И она плывет - в свое удовольствие.
____________________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Вы тоже виноваты, г-н Буш! ("The Washington Post", США)
Двойной позор ("The New York Times", США)
Бессильная сверхдержава ("Frankfurter Rundschau", Германия)
За рубежом - мировая держава, у себя дома - бессильная страна ("Die Presse", Австрия)
Город насилия, слухов и взаимных упреков ("The Financial Times", Великобритания)
Буря после урагана ("The New York Times", США)
Урок пятой категории ("The Sydney Morning Herald", Австралия)