Потрясающие своей трагичностью сцены разрушений, принесенных ураганом 'Катрина' на американский берег Мексиканского залива, обошли весь мир. И в ответ весь мир - и те, от кого этого ждали, и даже те, от кого нет - с готовностью предложил свою помощь. От союзников по НАТО и других европейских стран в США потоком льются медики, самолеты, палатки, одеяла, электрогенераторы и деньги. Со своей базы в Брайз-Нортон (Brize Norton) Королевские ВВС Великобритании самолетами везут в Штаты готовые обеды; расщедрились и немцы, не забывшие знаменитый Берлинский 'воздушный мост' 1948 года (в июне 1948 г. правительство Советского Союза попыталось отрезать Западный Берлин от сообщения с внешним миром, чтобы полностью взять под контроль город. В ответ США начали ежедневные поставки продуктов питания и товаров первой необходимости по воздуху. Блокада была снята в мае 1949 г., но 'воздушный мост' продолжал работать до сентября - прим. перев.). Помощь предложили Израиль, Россия и даже бедные Бангладеш и Гондурас.
Однако не они одни решили протянуть Америке руку дружбы. Одной из стран, сделавших это, стал Иран - виднейший представитель бушевской 'оси зла'. Сочувствие выразила даже Северная Корея. В память жертв трагедии Фидель Кастро провел на Кубе минуту молчания. Свою помощь и дешевую нефть предложил Уго Чавес - даже при том, что с ним, как с назвавшим президента 'ковбоем', даже не стали разговаривать. Страдания несчастных, которых стихия застигла в Нью-Орлеане, Миссисипи и Алабаме, тронули души многих людей во всем мире - пусть даже в некоторых случаях искреннее сочувствие и шло рука об руку с холодным политическим расчетом.
Если некоторые иностранные государства полагаются на США как на друга, который выручит в трудную минуту, то для очень многих других, как и для огромного количества американцев, ураган обнажил весьма неприглядную изнанку нынешней ситуации - ведь жертвами стихии в большинстве своем оказались черные и бедные, которых оставили в условиях, больше напоминающих о нищих странах 'третьего мира', чем о богатейшей нации на планете. Медленная и беспорядочная реакция властей на произошедшее вкупе с тут же начавшейся войной компроматов по принципу 'сам дурак' еще раз подчеркнула глубочайшую пропасть между созданным Америкой образом, как говорят французы, 'гипердержавы' и реальными возможностями правительства по нейтрализации этой беспрецедентной катастрофы. Стандартная зарисовка из сегодняшней Луизианы - белые полицейские стреляют по черным мародерам - чем-то неуловимо напоминает Багдад. А от этой мысли - всего один шаг до мысли о том, что нынешнее американское правительство, истратившее миллиарды долларов на опустошительную войну в Ираке, не в состоянии защитить собственных граждан - тех из них, кто больше всего нуждается в защите.
О непопулярности Соединенных Штатов, особенно в исламском мире, где при виде страданий американцев прозвучал далеко не один радостный возглас, рассказывать никому не надо. Кроме того, эксперты опасаются, что массовые разрушения и отсутствие какого бы то ни было общественного порядка могут подвигнуть врага на новые террористические акты. Консерваторы указывают, что, по данным опросов, в Европе тоже кое-кто испытывает злорадство, потому что США не любят - из-за Ближнего Востока, из-за их позиции по проблеме глобального потепления и из-за многого другого, даже после недавнего дипломатического наступления Буша.
Многим не нравится, что собственно американская помощь приходила даже медленнее, чем в свое время жертвам азиатского цунами. Сочувствие страданиям простых американцев - это одно. Но их президент и его политика - совсем другое.
____________________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Цена, которую приходится платить за культуру стяжательства ("Los Angeles Times", США)
Вы тоже виноваты, г-н Буш! ("The Washington Post", США)
Двойной позор ("The New York Times", США)
Бессильная сверхдержава ("Frankfurter Rundschau", Германия)
За рубежом - мировая держава, у себя дома - бессильная страна ("Die Presse", Австрия)
Город насилия, слухов и взаимных упреков ("The Financial Times", Великобритания)
Буря после урагана ("The New York Times", США)
Урок пятой категории ("The Sydney Morning Herald", Австралия)