7 сентября 2005 года.
От г-на Кжиштофа Бобинского
Сэр, Дитрих фон Кьяв (Dietrich von Kyaw) в своей опубликованной 5 сентября с.г. в Вашей газете статье "Moscow's relationship with Berlin is crucial for Europe" (Отношения между Москвой и Берлином имеют для Европы ключевое значение) утверждает, что "для того, чтобы отношения Германии с Россией были позитивными, Германии необходимо сохранять прочные связи внутри жизнеспособного Европейского союза (ЕС) и Организации Североатлантического договора (НАТО) и иметь тесные трансатлантические отношения". В контексте планирующегося газопровода через Балтийское море в город Грайфсвальд в восточной Германии он отмечает, что Польша недовольна тем, что этот газопровод по настоянию России пойдет в обход польской территории.
Г-н Кьяв не упоминает о том, что планы строительства газопровода через Балтийское море осуществляются в момент, когда существует совершенно жизнеспособный и куда менее дорогостоящий альтернативный маршрут через Польшу ("Ямал-2"). Этот газопровод, который должен был быть построен параллельно действующему газопроводу "Ямал-1", был впервые спланирован русскими в начале 1990-х годов и должен был быть завершен строительством к 2002 году. Сегодня "Газпром" от этого плана отказывается, поясняя, что больше не желает быть зависимым от транзитных стран, в данном случае Польши и Белоруссии.
Следует также отметить, что стоимость подводного газопровода для его инвесторов будет в 2 или более раз больше предполагаемой стоимости газопровода "Ямал-2", которая сегодня является предметом дискуссии стран - участниц Европейского союза (ЕС), включая Германию, по вопросу очередного бюджета ЕС на период 2007-2013 гг.
Г-н Кьяв говорит, что между Германией и Россией существуют "отношения партнерства, основывающегося на общем культурном наследии, растущих торговле и инвестициях", которые распространяются за пределы энергетики. . . Но такие страны, как Польша, тоже имеют культурные и экономические связи с Россией.
Не лучше ли следующему правительству Германии признать, что германскую политику следует проводить вместе с другими членами альянса, новыми и старыми, в контексте ЕС? Это стало бы сигналом того, что Германия действительно намерена "сохранять прочные связи внутри Европейского союза", который станет более жизнеспособным в критический момент после провала Европейской конституции и ссоры из-за следующего бюджета. Далее, лидеру христианских демократов Ангеле Меркель (Angela Merkel) не придется больше заверять Варшаву, что "не будет особых российско-германских сделок. . . через голову поляков", как не придется ей опасаться, что Польша станет определять содержание отношений Германии с Россией.
Через 5 дней после запланированных в этом месяце выборов в Германии должны состояться выборы в Польше. В обеих странах к власти, скорее всего, придут правоцентристские правительства. Разве это не подходящий момент для того, чтобы возобновить зрелый диалог о партнерстве между этими двумя странами в рамках ЕС? Изменение взгляда Германии на финансово расточительный проект строительства газопровода через Балтийское море стало бы сигналом того, что такой диалог возможен.
Кжиштоф Бобинский, вице-президент фонда "Unia & Polska Foundation", зарегистрированного по адресу: 01-382 Warsaw, Poland.