Значит, у Америки есть своя 'ахиллесова пята' - теперь все воочию убедились в этом. Ураган 'Катрина' заставил средний класс в Штатах задуматься об 'обратной стороне' американской мечты: о бедняках, о черных, об обездоленных, о тех, кто 'остался за бортом'. Для американофобов события последних десяти дней стали настоящими 'именинами сердца'. Косвенно, а то и напрямую, во многих репортажах из Нового Орлеана звучит один и тот же лейтмотив: каким же отвратительным, расколотым, несправедливым на поверку оказалось американское общество. Стихия сорвала с него маску самодовольства и потрясла до основания его азбучные истины.
Другая вещь, которая поразила меня в этих репортажах - это явный налет высокомерия. Британские журналисты, со смаком пишущие о расовом неравенстве по ту сторону Атлантики, почему-то редко удосуживаются поразмышлять об этнических проблемах у себя дома.
Представим - к сожалению, для этого не нужно обладать богатым воображением - что такое же стихийное бедствие произошло здесь, в Лондоне. В прошлую субботу именно такой сценарий описал Пол Саймонс (Paul Simons) - журналист 'Times', специализирующийся на метеорологической тематике. Поскольку уровень моря повышается, а в рамках застройки района Thames Gateway тысячи жилых домов будут сооружены на затапливаемых низинах, и при этом плотине 'Барьер на Темзе', защищающей город от наводнений, уже немало лет, катастрофический 'потоп' в столице представляется вполне вероятным.
Именно это чуть было не произошло в 1953 г., когда шторм в Северном море нагнал в Ла-Манш массу воды: если бы Темза тогда поднялась еще на какой-то дюйм, улицы Лондона оказались бы затоплены. Чтобы понять, насколько возросла эта угроза, достаточно привести такой факт: за первые пять лет после открытия плотины в 1983 г. ее защитные ворота поднимались всего 5 раз; зимой 2000-2001 г. это происходило 24 раза, а в 2002-2003 г. - 20 раз. Кроме того, по расчетам проектировщиков, 'Барьер' сможет защищать город от нагонной волны только до 2030 г.
Итак, представим себе, что худшие опасения оправдались и восточная часть Лондона оказалась затоплена. Под водой окажутся Тауэр-Хэмлетс, Стрэтфорд и южный пригород Ламбет. В западных районах города, где селятся более зажиточные люди, вода поднимется на полтора с лишним метра. Очевидно, многие жители успеют покинуть город. Однако тем, у кого нет машин, деваться будет некуда, ведь метро также будет затоплено. Как только туда начнет поступать вода, электроснабжение подземки будет нарушено.
И представим себе, что в такой ситуации какой-нибудь американский репортер, раздуваясь от праведного негодования, описывает трагедию британских бедняков, попавших в западню в собственных ветхих домах. Впрочем, возможно, они укроются на стадионах, которые будут построены в Стрэтфорде для Олимпийских игр 2012 г. Как вы думаете, это будут белые, или люди с другим цветом кожи? Посмотрим, как выглядит этнический состав населения в Ньюхэме - том самом районе, где строятся олимпийские стадионы.
Белые там составляют только 40%: ситуация не слишком отличается от Нового Орлеана (там афроамериканцев 67%). Треть населения Ньюхэма - выходцы из Азии; еще 20% - чернокожие. Теперь выясним, как обстоит дело в Ламбете: более четверти его жителей - чернокожие. В соседних районах Кенсингтон и Челси эта цифра составляет лишь 7%. Или отправимся на 'экскурсию' в Уэст-Мидлендс. В графстве Вустершир белые составляют 97,5% населения, а по соседству, в Бирмингеме, их меньше на треть. Отметим, что в этом городе выходцы из Пакистана и Бангладеш живут в собственных 'анклавах', особняком от богатых пригородов, населенных белыми. Так что мы там говорили о гетто для чернокожих в Америке?
Давайте оценим наше собственное общество без 'лакировки'. Мы тоже 'запираем' социальные проблемы в гетто, где белые англичане практически не появляются. В Америке 24,7% чернокожих живут за чертой бедности (для белого населения эта цифра составляет 8,6%, а средний показатель по стране равен 12,7%). В Британии, по данным Национального статистического управления, среди пакистанцев и бангладешцев семьи с низкими доходами составляют 68%, среди чернокожих выходцев из стран Карибского бассейна - 49%, а среди белых - только 21%. Возможно, критерии оценки здесь отличаются от американских, но соотношение примерно одинаково.
Уровень безработицы среди пакистанцев, бангладешцев и чернокожих мужского пола втрое превышает аналогичный показатель для белых мужчин. Не забудем и о том, какую работу приходится выполнять тем, кто ее имеет: по данным исследования о состоянии рынка труда на 2002-2003 г., треть бангладешцев-мужчин трудятся поварами и официантами, а для белых британцев эта цифра составляет 1%. Примерно каждая десятая из черных африканок работает санитаркой (среди белых женщин - лишь одна из 30). Процент пакистанок, занятых на упаковочных работах, розливе безалкогольных напитков или в изготовлении консервов, в 8 раз превышает аналогичный показатель для белых женщин; а швею среди индианок встретишь в 7 раз чаще, чем среди белых. Да, они живут отдельно от нас, но именно они нас кормят, возят, одевают, и обслуживают. Может быть, обществу стоит проявить о них такую же заботу?
На интернет-сайтах государственных ведомств нет недостатка в статистических данных, говорящих о неблагоприятных условиях, в которых оказываются представители этнических меньшинств в нашей стране. Все эти цифры хорошо известны. Образование? Чернокожих детей выходцев из стран Карибского бассейна исключают из школы втрое чаще, чем белых учеников, а черные мальчики вдвое реже, чем их белые сверстники, получают аттестат о среднем образовании с оценками от 'А' до 'С' [т.е. с оценками трех высших категорий - прим. перев.]. Преступность? Чернокожие, азиаты и особенно лица смешанного расового происхождения куда чаще становятся жертвами преступлений против личности, чем белые.
Заболеваемость? Вот здесь у нас информации нет, что само по себе весьма интересно. В Британии уровень смертности в различных этнических группах не фиксируется, так что сопоставить продолжительность жизни их представителей невозможно. Учитывая пугающе высокий уровень распространения диабета и сердечно-сосудистых болезней среди чернокожих выходцев из стран Карибского бассейна, пакистанцев и бангладешцев, подобная статистика, несомненно, заставила бы нас краснеть от стыда, но - а возможно, именно поэтому - правительство не желает заниматься сбором подобной информации.
Единственную более или менее надежную основу для сравнительного анализа в этой области дают показатели уровня детской смертности: при сборе статистических данных здесь фиксируется место рождения матери, что, впрочем, не позволяет с абсолютной точностью судить о ее этническом происхождении. Тем не менее, согласно данным по Англии и Уэльсу за 2002 г., средний уровень смертности среди младенцев возрастом до 3 месяцев, рожденных уроженками Великобритании, составлял 7,8 на 1000. Если же речь идет о матерях, родившихся в Бангладеш, эта цифра возрастает до 10,5, для индианок - до 10,6, для пакистанок - до 14,5, а для уроженок стран Карибского бассейна - до 15,4.
Так стоит ли нам раздуваться от гордости? Надеюсь, все эти тележурналисты, заполонившие сегодня американский Юг, вернувшись домой, подготовят серьезные репортажи о расовом неравенстве у нас в стране.