"Украинская правда" публикует точку зрения экс-командующего Военно-Морскими Силами Украины и члена правительственной комиссии на переговорах по разделу Черноморского флота вице-адмирала Владимира Безкоровайного. Поводом к написанию статьи стали недавно происшедшие события на мысе Сарыч, а также комментарий по этому поводу посла РФ в Украине Виктора Черномырдина.
Я один из участников переговоров по проблеме Черноморского флота. Работая над соглашениями по флоту, мы понимали, что речь идет не только и не столько о флоте, сколько о территориальной целостности и суверенитете Украины.
Я прекрасно помню, как тяжело давалось нам каждое слово, вписанное в соглашения, определившее судьбу ЧФ РФ и ВМСУ, так как каждый "переговорщик" стремился наилучшим образом обеспечить соблюдение национальных интересов своего государства не только на момент составления соглашения, но и на будущее.
Безусловно, обе стороны шли на взаимоприемлемые уступки, в противном случае договориться было бы невозможно. Но в тоже время, каждый стремился вписать в текст ту "запятую", которая со временем могла определить многое.
Поэтому подписанные главами правительств Украины и России, 28 мая 1997 года, в Киеве, соглашения представляли собой "очень тонкую материю, сотканную из противоречий", и требовали к себе крайне бережных отношений во имя сохранения добрососедских отношений между нашими странами.
В последние годы Черноморский флот все чаще дает о себе знать преимущественно в связи с несоблюдением со стороны РФ достигнутых соглашений. При этом Российская сторона не считает нужным дать политическую оценку нарастающему количеству нарушений законодательства Украины и посягательств на украинский суверенитет со стороны командования ЧФ РФ.
В этой связи у меня возникло много вопросов, связанных с нарушением со стороны России подписанных и вами соглашений. Позвольте напомнить послу Росси в Украине Виктору Черномырдину, который также принимал участие в подготовке документов, конкретные пункты этих соглашений, которые, по моему мнению, российская сторона позволяет себе нарушать.
1. "Соглашением между Украиной и Российской Федерацией о параметрах раздела Черноморского флота" (Приложение ?2) предусмотрено: "Перечень средств навигационного оборудования, объектов и инфраструктуры Гидрографической службы ЧФ, которые находятся на территории Украины, будет окончательно согласован в рамках соглашения между Украиной и Российской Федерацией о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении безопасности судоходства в Черном и Азовском морях".
Из текста приведенной статьи ясно, что проблема будет решена на уровне межгосударственных переговоров в согласованные сторонами сроки. Начиная с 1997 года Украинская сторона многократно предлагала урегулировать этот вопрос в рамках действующей Конституции и украинского законодательства.
Но усилия Украины блокируются Российской стороной - все сводиться к безрезультатным встречам и обменом мнениями с неполномочными экспертами. Никаких переговоров на межправительственном уровне по вине Российской стороны не последовало, о чем есть документальные свидетельства.
Возникает вопрос: На каком юридическом основании ЧФ РФ с 1997 года удерживает под своим контролем объекты государственной гидрографической службы Украины?
В соответствии с "Соглашением между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины" (статья 6, п.1): "Воинские формирования (ЧФ РФ) осуществляют свою деятельность в местах дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации, уважают суверенитет Украины, придерживаются ее законодательства и не допускают вмешательства во внутренние дела Украины". Но что происходит на самом деле? Получив отказ Российской Стороны выполнять подписанные соглашения по их сути, к урегулированию проблемы подключилось украинское правосудие. Но в ответ на решение украинского суда Российская сторона, применив морскую пехоту ЧФ РФ, занила круговую оборону на незаконно удерживаемом объекте.
По моему мнению, это означает следующее: с мая 1997 года, Российская Федерация удерживает часть суверенной территории Украины, игнорируя взятые на себя обязательства, зафиксированные в международных договорах. Черноморский флот РФ с применением вооруженной силы препятствует выполнению решения украинского суда на территории суверенного государства. И усугубляет ситуацию, применяя морскую пехоту против выступающих в поддержку конституционных органов власти украинских граждан.
Нам известно, что кроме объектов гидрографии ЧФ РФ незаконно удерживается большое количество других территорий и объектов бывшего ЧФ СССР, которые не были включены до перечней 2 и 3. Статус всех удерживаемых Российской Федерацией территорий, причем с применением военной силы, в том числе удержание гидрографической службы Украины, классифицируются как "оккупация территории".
Кстати легитимность присутствие российской морской пехоты в Украине также вызывает сомнения (морская пехота, это не крейсер и ей для швартовки причалы не нужны). Во время переговоров (1992-1997 годы) мы настаивали на ее полном выводе из территории Украины, но тогдашние руководители наших государств решили иначе. В результате, российская морская пехота фигурирует едва ли не во всех конфликтных ситуациях в Крыму и Севастополе. Поэтому я не исключаю того, что российская морская пехота размещена в Севастополе для проведения силовых акций на территории Украины!
2. Соглашением о статусе и условиям пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (статья 4, п.2) предусмотрено: "Российская сторона ежегодно, до 1 января, по согласованному сторонами перечню информирует украинскую сторону об общей численности личного состава и основных вооружений Черноморского флота Российской Федерации, которые находятся на территории Украины".
Ни разу требуемая информация от правительства РФ правительству Украины не поступила. Уверен, это не имеет ничего общего с забывчивостью - контроль за исполнением подписанных соглашений при ЧФ осуществляет специально назначенный дипломат из МИД России.
Тогда возникает абсолютно логичный вопрос: Что скрывает Российская Федерация от Украины блокируя верификацию и не предоставляя данных о численности личного состава и вооружений ЧФ РФ находящихся на территории Украины?
По моему мнению, поскольку РФ не выполняет обязательств, вытекающих из подписанных 28 мая 1997 года соглашений, их можно квалифицировать как "ложный маневр РФ", а поэтому денонсировать.
3. Соглашением о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (статья 5) предусмотрено: "Российская сторона обязуется не иметь ядерного оружия в составе Черноморского флота Российской Федерации, находящегося на территории Украины".
Поясню, к ядерному оружию относятся: комплексы хранения и обслуживания ядерных блоков; носители ядерного оружия; флотские и корабельные системы обеспечения боевого применения ядерного оружия, наконец, сами боевые заряды или блоки. Поэтому утверждаю, что Российской стороной эта статья соглашения не выполняется. Для ее выполнения необходимо:
- ликвидировать все склады и технические позиции (Ракетно-технические базы), предназначенные для хранения, обслуживания, подготовки и подачи ядерных блоков на носители. О выполнении этого пункта информация украинской стороне не поступила и проверка не проводилась;
- расформировать все подразделения "спецслужб ядерного оружия", в обязанности которых входит обслуживание и подготовка боевых блоков, хранение и выдача кодоблокирующих устройств на носители. О выполнении этого пункта информация украинской стороне не поступила и проверка не проводилась;
- демонтировать системы, предназначенные для обеспечения хранения и применения ядерного оружия. На корабельных и авиационных системах, являющимися общими для ядерного и обычного оружия, подлежат демонтажу все узлы и цепи контроля состояния ядерных блоков и обеспечения их разблокировки.
Выполнение этих работ должно проводиться под контролем украинских верификаторов. Если же такой демонтаж систем обслуживающих ядерное оружие технически невозможен, такие носители подлежат выводу из территории Украины. О выполнении этого пункта информация украинской стороне не поступила и проверка не проводилась.
Насколько мне известно, Российская Федерация после подписания соглашений по Черноморскому флоту увеличила число носителей ядерного оружия на территории Украины более чем в два раза и стремится к их дальнейшему наращиванию.
Повторяю, украинские верификаторы ни разу не были допущены на объекты ЧФ РФ для проверки на предмет наличия на них ядерного оружия. Это дает повод считать, что кроме полностью боеготовых комплексов эксплуатации и применения ядерного оружия на территории Украины (у ЧФ РФ) имеются и боевые блоки. Следовательно: СУЩЕСТВУЕТ ПРЯМАЯ УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ.
4. Соглашением о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (статья 8, п.2) предусмотрено следующее: "Воинские формирования проводят учения и другие мероприятия боевой подготовки в границах учебных центров, полигонов, позиционных районов и районов рассредоточения, стрельбищ и, кроме запретных зон, в отведенных зонах воздушного пространства за согласованием компетентными органами Украины".
В упомянутой выше статье имеется еще один пункт - необходимость согласовывать использование позиционных районов и районов рассредоточения. Это предполагает необходимость согласования использования территориальных вод Украины в планах военного времени Российской Федерацией.
Речь идет о:
- формировании районов вывода сил из-под удара по базе флота (Севастополю);
- создании рассредоточенных районов снабжения и судоремонта. А за этим следует комплекс мероприятий военного времени, которые будут выполняться флотом и в интересах флота другими видами Вооруженных Сил РФ.
Используемые в тексте соглашения "боевая подготовка" не меняют сути проблемы т.к. учебные, запасные и боевые районы - это единая территория территориальных вод в районе базы флота используемая для рассредоточенного базирования корабельного состава в военное время. Сухопутные силы флота выполняют аналогичные действия на прилегающих к базе территориях.
Названия: "учебная", "запасная" и "боевая" отличаются только элементарной рокировкой местами стоянок кораблей в различных оперативных ситуациях, в одних и тех же географических границах. И все это будет происходить в территориальных водах Украины, другого варианта у РФ не существует.
Этот пункт соглашений также не выполняется. Командование ЧФ РФ не желает предоставить Украинской стороне возможность контролировать деятельность флота. Позволю себе напомнить руководству ЧФ РФ, что "компетентным органом" согласующим подобное использование этих районов является не командующий силовой структурой или видом ВСУ, а президент, Верховная Рада и РНБО Украины.
Я заканчивал одни академии с российскими адмиралами, поэтому как специалист в использовании сил флота утверждаю, что такие планы ЧФ РФ (как и любой другой флот) и каждое соединение имеют и ежегодно обновляют и корректируют с учетом изменения корабельного состава флота.
Поскольку никаких согласований на высших уровнях никогда не проводилось, значит, суверенная территория Украины включена в оперативные планы Вооруженных Сил РФ без согласия украинских властей. Для специалистов не является секретом, и то почему Российская сторона с такой настойчивостью борется за владение системой гидрографического оборудования от мыса Лукулл до мыса Сарыч.
Эта акватория наиболее пригодна, для рассредоточения и маскировки сил флота в угрожаемый период и с началом боевых действий. На военное время на удерживаемых маяках разворачиваются дополнительные системы наблюдения, опознавания и оповещения, скрытной связи и многое другое, о чем не скажешь в открытом письме.
На сегодняшний день система обороны территории, на которой находится ЧФ РФ, принадлежит другому государству. Согласование оперативных планов между Генеральными Штабами Украины и России без создания военно-политического блока невозможно по определению. Военно-морским специалистам еще во время переговоров (1992-1997 годы) было очевидно, что когда ЧФ РФ начнет восстанавливать свой боевой состав и боевую готовность, все эти проблемы выйдут на передний план и превратятся в непреодолимое препятствие для ротации боевой техники и дальнейшего его пребывания на территории Украины.
И это происходит не столько из-за планов вступления Украины в НАТО, сколь из-за стремления обеспечить суверенитет, независимость и национальную безопасность Украины, на что так рассчитывает весь украинский народ.
Флот не сможет решать стоящие перед ним боевые задачи с территории иностранного государства, если это государство не является его союзником по военному блоку. ЧФ РФ, не взирая на свою слабость, остается оперативно-стратегическим объединением и он не сможет полноценно развиваться на "арендуемых военных городках".
Украинские специалисты неоднократно поднимали вопрос о подписании соглашения между нашими странами относительно порядка применения сил ЧФ РФ против третьих стран в период его нахождения на территории Украины. Российская Сторона всячески уклонялась от рассмотрения этой проблемы.
Я понимаю почему - при наличии такого соглашения российское правительство будет вынуждено согласовывать свои решения с украинскими властями. Для РФ такая перспектива, очевидно, неприемлема. А пока отказ РФ от подписания такого соглашения означает, что в случае участия РФ в вооруженном конфликте, Украина без своего на то согласия, также втягивается в конфликт.
Кстати, мы так и не получили никаких комментариев по фактам применения, без ведома правительства Украины, сил ЧФ РФ в "операциях" в Чечне, Грузии, Югославии.
По словам г-на Черномырдина, ЧФ РФ на маяке на мысе Сарыч, находится в рамках подписанных соглашений. Мы привыкли, что высадки российских десантов на суверенную территорию Украины без разрешения ее властей объясняются Российской стороной как "безграмотная организация боевой подготовки" или неправильное понимание подписанных соглашений.
Следуя логике г-на посла, все происшедшие инциденты с участием российского флота, равно как и применение силы против студентов, не противоречат подписанным соглашениями. В таком случае, у меня возникает вопрос: следует ли считать действительными подписанные в 1997 году Соглашения, раз они не выполняются Российской стороной?
Нам "затыкают рот" 97 миллионами долларов идущих на списание газовых долгов, которые одновременно идут в счет погашения стоимости аренды, т.е. оплата происходит по бартерным схемам. При этом уже 8 лет РФ блокирует инвентаризацию земель, фондов и оборудования находящегося в аренде, его оценку и определение фактической суммы подлежащей оплате за пребывание ЧФ РФ на территории Украины. Украину даже не обворовывают, а грабят!
Напомню, это не проблема флота, все перечисленное в приложениях ? 2 и 3 к соглашениям передано в аренду не флоту, а Правительству Российской Федерации (так сказано в соглашениях), а ЧФ РФ юридически не является арендатором. Таким образом, поскольку правительство Российской Федерации не платит за аренду, Украина ежегодно теряет миллиарды долларов.
Мне, военно-морскому специалисту понятно, дальнейшее пребывание ЧФ РФ в Украине имеет смысл только в случае если перед ним поставлены задачи оккупации территории Крыма и Севастополя, и оказания политического и военного давления на правительство Украины. Все остальные, свойственные флоту задачи, ему будет значительно легче решать, находясь у себя на Родине.
Вице-адмирал Владимир Безкоровайный