Сегодня в Германию прибывает Владимир Путин. Как изменятся германо-российские отношения, если Герхард Шредер больше не будет канцлером?
Для Герхарда Шредера (Gerhard Schrоеder) визит его друга Владимира Путина пришелся по времени очень кстати: сегодня, в разгар дискуссии по поводу высоких цен на нефть, будет подписан договор о строительстве газопровода через Балтийское море. Лучшего подарка для него российский президент вряд ли мог придумать. Путин, конечно, не желает ничего знать, будто оказывает Шредеру помощь в ходе предвыборной борьбы. У него, дескать, нет намерения вмешиваться в немецкую внутреннюю политику, сказал он накануне визита. И все же Кремль внимательно следит за возможностью смены власти в Берлине. В Москве теперь надеются, что Россия и после смены правительства будет оставаться во внешнеполитических планах Берлина на первом месте.
Но серьезный перелом будет иметь место в любом случае: после почти полтора десятилетия может завершиться эра дипломатии, основанной на товарищеских отношениях. То, что начинали Коль (Kohl) и Ельцин, продолжили Шредер и Путин. Письма 'дорогому Владимиру', катание на санях на православное Рождество или хор казаков, прилетевший на день рождения Шредера в Гамбург, - все это было отражением этой дружбы. Доброжелательный, порой фамильярный стиль политики, который так близок Шредеру, не подходит для Меркель. Она предпочитает держать профессиональную дистанцию.
Наблюдатели видят в более трезвом, по сравнению с мужской дружбой Шредера и Путина, подходе намного больше преимуществ. Так, не всегда шла на пользу 'эмоциональность' германо-российских отношений, говорит Александр Рар (Alexander Rahr), эксперт по России из Немецкого общества внешней политики: 'Во многом был очень личный подход". Путин имел в лице Шредера лояльного друга, который молчал, когда дело касалось трудных тем, таких, как регресс в процессе демократизации и война в Чечне, - или даже становился на сторону Путина. Так, однажды он назвал российского президента 'демократом чистейшей воды'. 'Подобные знаки качества мы присваивать не будем', - сказал заместитель председателя фракции ХДС/ХСС Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schaeuble) в интервью 'Der Tagesspiegel'.
Шредер нашел в лице Путина, как и президента Франции Ширака (Chirac), союзника, тоже выступавшего против войны в Ираке. Оппозиция обвиняла Шредера в том, что он создает новую 'ось' и тем самым обижает США и европейских соседей. С Путиным - против политики президента США Буша (Bush) - такого в случае прихода правительства Меркель, видимо, не будет. Тот, кто хочет понять позицию Меркель по отношению к России, должен познакомиться с периодом ее биографии, когда она жила в ГДР. 'Вследствие этого у нее иное, чем у Коля, историческое восприятие России', - говорит Рар. Возможно, это является также причиной, почему Меркель хочет в своей политике в отношении России больше обращать внимание на озабоченности восточноевропейских государств-членов ЕС. Например, в связи с планом строительства газопровода, что вызывает сильное сопротивление, прежде всего, в Варшаве. 'Неправильно, что проект готовился без всякого согласования с нашими партнерами в Польше, а также в государствах Балтии', - критикует Шойбле.
Впрочем, масштабной открытой критики внутриполитического курса Путина вряд ли можно ожидать и со стороны правительства, возглавляемого ХДС. Проблемы нельзя замалчивать, подчеркивает Шойбле: 'Но это не следует делать громогласно, это можно делать и во время личных встреч'. Ясно одно: хорошие отношения с Россией имеют большое значение и для Меркель. Об этом она скажет сегодня и Путину. 'Мы заинтересованы в том, чтобы Россия нормально развивалась', - говорит Шойбле. 'В среднесрочной перспективе Меркель будет придерживаться той же стратегической линии, что и Коль, и Шредер', - предполагает Рар. Интересы немецкой экономики не сможет игнорировать и правительство, возглавляемое ХДС.