Полет людей на Марс означает до трех лет дискомфорта и изоляции - как с этим справятся космонавты? Том Парфитт посетил место жуткого эксперимента.
Путь к Институту медико-биологических проблем (ИМБП) - скрытой от глаз посторонних жемчужине российской космической программы - ведет мимо кучи битого асфальта по тропинке, заросшей бурьяном.
Уже несколько десятилетий критики оплакивают состояние современных космических исследований. Их печалит тот факт, что после экспедиций 'Аполлона' на Луну в конце 1960-х - начале 1970-х годов не было предпринято ни одной попытки отправить людей за пределы земной орбиты. А неисправимые фантазеры требуют во что бы то ни стало высадки людей на Марс.
В прошлом году президент Буш объявил о том, что к 2020 будет проведена очередная экспедиция на Луну, а потом - и на Марс. Это подтолкнуло россиян к включению революционного эксперимента в свою комическую программу на ближайшее десятилетие, оцениваемую в 10 миллиардов долларов.
Любая межпланетная миссия будет, скорее всего, проведена силами нескольких стран. И именно здесь, в Москве, в исследовательском ангаре, к которому ведет эта тропинка, находится ключ к успешному полету на Марс: три потрепанные капсулы из нержавеющей стали, соединенные кабелями и гофрированными металлическими трубками.
Начиная с 1960-х годов русским неоспоримо принадлежало мировое лидерство в экспериментах по изоляции для оценки психического и психологического давления, с которым сталкиваются космонавты во время длительных космических полетов. Весной будущего года они смахнут пыль со своего стареющего оборудования, чтобы поместить шестерых добровольцев в этот тесный 'наземный экспериментальный комплекс' для имитации 500-дневного полета на Марс.
'Гардиан' стал первым из зарубежных СМИ, получившим возможность осмотреть эти герметичные капсулы, построенные в 1970-е гг., модернизируемые для беспрецедентной имитации полета на Марс. 'Мы хотим, чтобы они были как можно более реалистичными', говорит технический директор проекта Евгений Демин.
В капсулах нет окон, они едва освещены - сложно не почувствовать клаустрофобию. Вдоль стены стоят койки, напротив - полки, на которых будут помещены системы жизнеобеспечения, такие, например, как аппарат, превращающий отходы жизнедеятельности космонавтов в пищу, кислород и воду. Через люк можно проникнуть в две остальные капсулы: жилое помещение с рассадником для выращивания растений и медицинский блок. Еще два модуля, один из которых имитирует поверхность Марса, будут достроены позже. Таким образом, общий объем комплекса составит 550 кубометров.
Расстояние до Марса не менее 35 млн. миль (более 56 млн. км - прим. пер.). Полет на Марс и обратно займет от полутора до трех лет, включая время на исследование планеты. Космонавты имеют опыт долгого пребывания на орбите Земли - рекорд принадлежит россиянину Валерию Полякову, который в 1994-95 гг. находился на орбитальной станции 'Мир' 438 суток.
Но с полетом на Марс связано множество проблем, несравнимых с теми, что испытывают участники сегодняшних относительно легких космических экспедиций. Членам экипажа, запертым в космическом корабле, бомбардируемым солнечной радиацией, испытывающим в невесомости истощение мышц, придется принимать решения без помощи с Земли.
При приближении к Марсу связь между кораблем и центром управления будет осуществляться с 20-минутной или еще большей задержкой, говорит Виктор Баранов, заместитель директора ИМБП, подчеркивая значение ответственности членов экипажа.
'Сейчас, когда наши космонавты находятся в околоземном пространстве, мы можем общаться с ними, отправлять им припасы - например, лекарства - или вернуть их на Землю на спасательном корабле. Это дело нескольких часов', - говорит он. 'Если по дороге на Марс в вас врежется астероид, или обострится аппендицит, с этим придется справляться самим'.
В ходе московского эксперимента будут исследованы все аспекты планируемого полета: микроклимат, токсикология, иммунология, микробиология, клинические проблемы и человеческая психология. Будет набрана состоящая из одних мужчин команда добровольцев, и в ИМБП говорят, что они уже получают заявки. Связь 'команды' с центром управления будет осуществляться с реалистической временной задержкой. Помимо еды из тюбиков в ее рацион будут входить салаты из выращиваемых растений.
Хотя в виртуальном путешествии невозможно воспроизвести невесомость - вне космоса достичь ее состояния можно лишь на короткое время в самолете - отдельные эксперименты призваны воссоздать долговременные эффекты нулевой гравитации. В ходе тестов, когда испытуемый лежит несколько недель или месяцев на койке, наклоненной на шесть-восемь градусов в направлении головы, достигается распределение крови в теле как при состоянии невесомости.
Демин говорит, что один из добровольцев должен быть врачом, использующим телемедицину - сочетание баз данных на борту с рекомендациями специалистов, передаваемыми по радио. 'Если они подерутся, и одному из них сломают руку, то им придется с этим разобраться', говорит он.
В ходе самого долгого на сегодняшний день эксперимента по изоляции (240 дней в 1999 г.) двое россиян жестоко подрались. На Новый Год членам команды - отрабатывающим сотрудничество космонавтов из разных стран на Международной космической станции - разрешили выпить вина и водки. Произошла ссора, и один захмелевший россиянин оттащил канадскую участницу эксперимента из-под камер и пытался засунуть язык ей в горло.
'Произошло полное прекращение общения', - вспоминает Хайдер Хобихожин (53), сотрудник ИМБП, бывший одним из добровольцев. 'Нам пришлось на месяц закрыть люк между нами и одной из команд'.
Один доброволец вышел из эксперимента, но остальных примирил прибывший к ним в рамках 'экспедиции посещения' космонавт со стажем, доктор Валерий Поляков. Исследователи потирали руки от удовольствия, когда им представился такой пример возможного конфликта. Но каждый знает, что подобная ссора во время полета на Марс может стать фатальной.
В советские времена проводились тысячи испытаний в рамках подготовки к долгим космическим полетам. Капсулы, которые будут использованы для программы 'Марс-500' были построены в соответствии с характеристиками, разработанными после эксперимента, проведенного в 1967-68 гг., когда биолог Андрей Божко, инженер Борис Улыбышев и врач Герман Мановцев провели в изоляции год.
Добровольцы - это часто специалисты научно-исследовательских институтов, знающие, что сами они никогда не полетят в космос. Они считают трудные испытания знаком почета. 'В этом была моя жизнь, я обожал их', - признается Евгений Кирюшин (55), инженер, награжденный званием Героя России за свои достижения. 'Но нет ничего хуже изоляции. После того, как несколько месяцев проведешь с другими людьми, любая мелочь может вызвать ярость'.
'Испытание систем жизнеобеспечения будет, несомненно, полезным', - говорит доктор Роберт Зубрин (Robert Zubrin), президент общества 'Марс' (Mars Society), занимающегося имитацией освоения планеты на исследовательской станции в Арктике. - 'Но с психологической точки зрения человеческий фактор по-настоящему проявляется не в том, что люди сходят с ума, живя в консервной банке: этого не происходит. Он проявится, когда им придется столкнуться с чудовищным объемом работ после прибытия на Марс и начала осуществления жесткой программы по исследованию планеты'.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Русский рецепт: чем проще, тем лучше ("Chicago Tribune", США)