В Берлине и в Москве не могут не знать о результатах самых последних опросов общественного мнения. Российские эксперты по России уже давно дают понять своему президенту, что ему, видимо, вскоре придется отказаться от своего старого друга в ведомстве канцлера Германии. Несмотря на это, и именно по этой причине Владимир Путин решил еще раз встретиться с Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder) - на заключительном этапе его предвыборной борьбы. Одним словом, сегодня Путина ждут в Берлине - с визитом, имеющим ту символическую силу, которую любят канцлер и глава Кремля. Дуэт, предположительно, будет в последний раз присутствовать на церемонии, в ходе которой немецкие и российские менеджеры подпишут договор о реализации крупного проекта. Речь идет о газе, и это тоже символично, ведь в основе дружбы между Шредером и Путиным всегда был газ.
Председатели правлений немецких концернов Eon и BASF, а также газового монополиста 'Газпром' собираются поставить свои подписи под соглашением о строительстве газопровода через Балтийское море. Трубопровод протяженностью примерно 1200 километров должен пройти от Выборга, расположенного недалеко от Санкт-Петербурга, до Грайфсвальда в земле Мекленбург-Померания. По нему сокровища с Южнорусского газового месторождения должны транспортироваться прямо в Германию. После сдачи в эксплуатацию, это произойдет в 2010-2012 годах, через газопровод будут ежегодно перекачиваться примерно 25 миллиардов кубических метров газа. В случае строительства двух ниток объемы могут увеличиться до 55 миллиардов кубических метров. Сильно расходятся оценки стоимости реализации проекта. Пока 51 процент расходов на его реализацию ложится на 'Газпром' и по 24,5 процента - на дочернюю компанию BASF Wintershall и на дочернюю компанию концерна Eon Ruhrgas. В целом эти расходы составляют в зависимости от основы, которая берется при расчетах, от двух до восьми миллиардов евро.
Правда, некоторые эксперты пророчат беду, говоря, что расходы при реализации проекта не играют роли. 'В данном проекте речь идет не о деньгах и, наверняка, не о выгоде, - утверждает американская аналитическая служба Stratfor, - а о геополитической стратегии'. Эту точку зрения разделяют во многом также в Польше и на Украине. Польский журнал Wprost говорит о 'пакте Шредера-Путина', а солидный католический еженедельник Tygodnik Powszechny сожалеет о 'новом Рапалло', имея в виду германо-советский договор 1922 года, очень сблизивший две страны. Реакция польской стороны может показаться преувеличенной, но факт то, что газопровод в обход своих соседей свяжет Германию и Россию еще больше.
По оценке эксперта по России Роланда Гетца (Roland Goetz) из Фонда науки и политики (SWP), фирмам, принимающим участие в проекте, придется заплатить за его реализацию в два-три раза больше, чем за строительство газопровода, который бы проходил по суше. 'Для российской стороны главное, чтобы он был проложен в обход транзитных стран: Украины, Белоруссии и Польши', - говорит он. До сих пор газ поступает в Западную Европу через территорию Украины, Белоруссии и Словакии или Польши. Построив газопровод через Балтийское море, 'Газпром', которым управляет Кремль, хочет получить альтернативу и помимо этого сэкономить на сборах за транзит. Уже по этой причине русские не хотят ничего знать о 'янтарном' трубопроводе через территорию Латвии и Литвы в Польшу, вопрос о строительстве которого тоже обсуждается. В этом случае речь тоже идет о том, чтобы минимизировать роль новых стран-членов ЕС, делает вывод варшавский Центр восточных исследований и жалуется: 'Это лишает данные страны возможности сбалансировать с помощью транзита газа свою зависимость от поставщиков газа'.
Эти опасения грубо отвергает председатель Восточного комитета Немецкой экономики Клаус Мангольд (Klaus Mangold). 'Такая обеспокоенность является необоснованной, так как эти трубопроводы, насколько мне известно, польской территории не затронут', - сказал он в одном из интервью. Западные европейцы, разумеется, заинтересованы в диверсификации своего снабжения газом, допускает и Гетц из SWP.
Первоначально планировалось, что договор о строительстве газопровода будет подписан в октябре в Москве. Поэтому перенос подписания на более ранний срок может быть воспринят как подарок Шредеру, ведущему предвыборную борьбу. Что касается часто преувеличиваемой близости в рамках партнерства Шредера и Путина, Гетц считает, что ей, во всяком случае, приходит 'чудесный конец'.