Не завидую я Ларри Левенталю (Larry Lowenthal)! В круг его обязанностей в качестве исполнительного директора бостонского отделения Американского еврейского комитета (АЕК) (American Jewish Committee) входит выявление и подготовка потенциальных 'лидеров' среди 700000 российских евреев, эмигрировавших в США за последние 30 лет. С этой задачей г-н Левенталь справился вроде бы неплохо: сегодня выходцы из России входят в управленческие структуры ряда крупных еврейских организаций, в том числе группы под названием 'Бостонцы за Израиль' ('Boston for Israel'). Однако выяснилось, что эти иммигранты - о ужас! - придерживаются взглядов и симпатизируют Республиканской партии.
Если судить по публичным заявлениям и статьям г-на Левенталя, он считает, что истинный еврей должен возражать против назначения Джона Робертса [John Roberts - судья, известный своими консервативными взглядами - прим. перев.] членом Верховного суда США, выступать за права геев, аборты и эвтаназию, а также полное отделение церкви от государства. В конце концов, как с удовлетворением отметил г-н Левенталь в авторской статье, опубликованной журналом 'Jewish Advocate', евреи - 'самые либеральные' и 'наименее религиозные люди в Америке'.
Представьте, какой ужас он испытал, когда на сайт, где размещен ежедневный блог 'Jewish Russian Telegraph', после этой публикации пришло около 100 электронных посланий от российских евреев, требующих от г-на Левенталя прекратить делать 'возмутительные заявления' от лица людей, чьим представителем он не является.
Алекс Койфман, приехавший в США из Белоруссии в 1978 г., которого г-н Левенталь лично обучал, перед тем как тот стал членом правления бостонского отделения АЕК, заявил, что его наставник перешел границы дозволенного, заметив: 'С каких пор эти вопросы [об абортах, правах геев, отделении церкви от государства] стали волновать именно еврейскую общину? Они волнуют только левых'.
Этот эпизод стал лишь последним по времени столкновением между российским евреями, живущими в районе Бостона, и так называемым 'еврейским руководством'. Прошлой осенью г-н Левенталь обрушился на хасидов городка Уэллсли в окрестностях Бостона за то, что те выставили семисвечник в окне государственного учреждения. В ответ российские евреи отправили в АЕК и русскоязычные СМИ десятки электронных сообщений, утверждая, что этот акт следует рассматривать как торжество свободы вероисповедания.
В августе г-н Левенталь снова попал под огонь критики. В интервью местной общественной радиостанции он с похвалой отозвался о лидерах Бостонского исламского общества. Когда российские евреи узнали, что Общество распространяет памфлеты на арабском языке с высказываниями доктора Юсуфа Абдуллы аль-Карадави (Yusuf Abdullah al-Qaradawi) - религиозного деятеля, оправдывающего террористов-самоубийц - они пришли в ярость. Редактор 'Telegraph' разместил на сайте статью, где поддержка г-ном Левенталем местных мусульман противопоставлялась его нетерпимости к российско-еврейской общине Бостона.
В конце концов г-ну Левенталю настолько надоели эти постоянные конфликты, что он направил бывшему председателю бостонского отделения АЕК Джиму Кауфману (Jim Kaufman) следующее электронное сообщение: 'Я жалею о том, что мы вообще начали работать с российскими евреями'. К несчастью этот 'крик души' каким-то образом попал к тем, о ком в нем говорилось, и г-н Койфман тут же опубликовал его в 'Telegraph'.
В результате всех этих инцидентов несколько десятков российских евреев, называющих себя 'новыми бостонскими минитмэнами' [минитмэнами (minuteman) во время войны за независимость США называли американских ополченцев, находившихся в 'минутной готовности' отправиться в поход - прим. перев.], потребовали отставки г-на Левенталя. Тому пришлось принести публичное извинение за злополучное электронное письмо, однако взять обратно свои предыдущие заявления о том, каких взглядов должны придерживаться евреи, он отказался.
Несомненной заслугой АЕК следует признать тот факт, что он оказывает большую помощь евреям в странах бывшего СССР и российским евреям, иммигрировавшим в США. Дэвид Харрис (David Harris), исполнительный директор общенационального АЕК, объясняет это так: 'У нас нет более важной задачи, чем вновь разжечь пламя национальной гордости и идентичности у этой огромной еврейской общины [российской], и восстановить с ней связь'.
Однако российские евреи, прошедшие программу АЕК по подготовке управленцев, вряд ли захотят 'шагать в ногу' с большинством нынешних лидеров Комитета. Чем объяснить их разногласия? Некоторые выходцы из России - глубоко верующие люди, а ортодоксальные евреи чаще всего голосуют за консерваторов. Впрочем, большинство недавних иммигрантов особой религиозностью не отличаются. Их симпатии к республиканцам связаны скорее с опытом, приобретенным в России. События 11 сентября вызвали у них в памяти теракты исламистов на прежней родине; им понравилась решительность, проявленная президентом Бушем в ответ на угрозу исламского фундаментализма, которую они уподобляют принципиальности Рональда Рейгана (Ronald Reagan) в борьбе против коммунизма.
Религиозные убеждения президента их не смущает. По данным опроса, проведенного АЕК, российские евреи считают, что христиане-евангелисты отличаются наименьшим антисемитизмом из всех этнических и религиозных групп в США (другие представители еврейской общины этой точки зрения отнюдь не разделяют). Подобные настроения проявились и в ходе выборов 2004 г. В ходе экзит-полла, проведенного АЕК среди российских евреев, 75% опрошенных заявили, что проголосовали за г-на Буша, в то время как для всего еврейского населения США этот показатель составил 19%.
Подобные конфликты между российскими евреями и их соплеменниками, рожденными в США, случаются не только в Бостоне. К примеру, в Лос-Анджелесе российским евреям устроили обструкцию, когда те пытались раздавать памфлеты в поддержку Буша во время выступления популярного еврейского поэта российского происхождения. Иммигрантам из России, пытающимся оспорить традиционную поддержку еврейской общиной США Демократической партии, приходится нелегко. Однако, как на собственном опыте пришлось убедиться г-ну Левенталю, без боя они не сдаются.
Г-н Кэрнс - обозреватель журнала 'Christianity Today'