В марте в шикарном киевском кафе адвокат богатейшего украинского олигарха Виктора Пинчука упомянул реприватизацию металлургического комбината 'Криворожсталь', ценнейший объект промышленности, который достался этому родственнику бывшего президента Кучмы за ничтожно малую цену. 'Если кому-то хочется поставить под сомнение право собственности моего клиента, пусть докажет, что цена при покупке завода была занижена, - говорил он. - Но пусть докажет это в независимом суде, а не под давлением новой власти, для которой то, что она оранжевая, всего лишь предлог!'
Пока он говорил, сидевший за соседним столиком низенький толстенький человечек прислушивался, не переставая насмешливо улыбаться. Как только адвокат ушел, он спросил: 'Хотите знать, как при Кучме проходила приватизация? Спрашивайте! В то время я работал в Государственном приватизационном фонде'. И он принялся рассказывать о не слишком привлекательных приемах, бывших в ходу при прежнем режиме, когда руководителям заводов платили за то, чтобы они 'мухлевали с бухгалтерскими отчетами и очень сильно занижали стоимость', что позволяло приобретать предприятия по бросовой цене. Он еще долго рассказывал, как бывшая команда президента Кучмы поощряла такой вид грабежа. . .
Этот бессовестный мир, где коррупция разъедает политический класс и судебную систему, никуда не исчез с приходом к власти героев 'оранжевой революции', таинственно добавил он. И на Украине так думают многие.
Затем-то и вышел в прошлом году на улицы украинский народ, чтобы разрушить эту кровесмесительную связь между властью и капиталом и установить 'господство закона'. Президент Виктор Ющенко и ныне уволенный премьер-министр Юлия Тимошенко обещали побороть 'вертикаль коррупции'. Однако нынешний кризис подтверждает живучесть этой главной бациллы режимов, господствующих в бывших советских республиках.
В России Владимир Путин предпринял попытку лобовой атаки на основных олигархов, отправив самого могущественного из них, Михаила Ходорковского, в тюрьму по окончании политического процесса. Но такие грубые действия только лишний раз в истории России поставили под сомнение нарождающееся, еще очень хрупкое право собственности. Деловой мир в Москве по-прежнему зависит от государства, населенного коррумпированными чиновниками. . .
На Украине, несмотря на устремления Ющенко, та же картина, вплоть до самой сердцевины власти. Коррупция 'снова набирает силу', бросил в прошлый понедельник обвинение подавший в отставку госсекретарь Александр Зинченко, которому потом долго аплодировали журналисты. Как и в России, бывшие олигархи пытаются спасти свое добро, нажитое на теплых местечках. Новенькие изо всех сил рвутся реприватизировать крупные предприятия через суды, чья независимость вызывает сомнения.
Одним словом, добрые намерения на Украине того и гляди могут перерасти в битву олигархических кланов. Как предупредил бывший госсекретарь Александр Зинченко, 'возможна контрреволюция'. Вчера, озабоченный необходимостью как-то реагировать, президент Ющенко сообщил, что в новом правительстве не будет участвовать ни один бизнесмен.
Все это не остановило ожесточенных споров, разгоревшихся вокруг реприватизации металлургического комбината 'Криворожсталь' и никопольского завода ферросплавов. Столкнулись две туманности.
Прежде всего, клан 39-летнего олигарха Петра Порошенко, вплоть до четверга занимавшего должность секретаря Совета национальной безопасности. Несмотря на отставку, последовавшую за выдвинутыми Зинченко обвинениями в коррупции, его закулисная роль при президенте могла бы все равно остаться значительной ввиду его политических, экономических и мультимедийных возможностей. СМИ напоминают о его связях с генеральным прокурором Украины Святославом Пискуном. А также с нефтяным магнатом Константином Григоришиным. В ходе борьбы с ушедшей теперь в отставку премьер-министром Тимошенко Порошенко также установил по этому случаю связи с олигархом времен Кучмы Виктором Пинчуком, зятем бывшего президента, который хоть и сбавил обороты, но все еще достаточно могуществен. И конечно, с Ринатом Ахметовым, человеком из донецкого клана, финансировавшим прорыв бывшего премьер-министра Виктора Януковича.
Затем, клан Юлии Тимошенко. С тех пор как бывшая 'газовая принцесса' (руководившая Едиными энергосистемами) покинула деловой мир ради политики, она, по ее словам, порвала связи с акулами крупного капитала. Однако в борьбе за реприватизацию никопольского и криворожского заводов и возврат денег в государственную казну Тимошенко опиралась на двух наиболее могущественных представителей украинского бизнеса: донбасского угольного магната Бориса (так в оригинале - прим. пер.) Таруту и нефтяного миллиардера Игоря Коломойского.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Украинский кризис ("Le Monde", Франция)
Потерянные месяцы президента Ющенко ("The Independent", Великобритания)
Горькие плоды украинской свободы ("Business Week", США)
Оранжевая тревога ("The Times", Великобритания)
Лидеры Оранжевой революции подвели своих сторонников ("The Economist", Великобритания)
Виктор Ющенко: Памятник пошатнулся ("Financial Times Deutschland", Германия)
Украина правовое государство? ("Die Welt", Германия)
Пламя Оранжевой революции на Украине потускнело ("The New York Times", США)
Горькие апельсины ("The Financial Times", Великобритания)
Украина: Старые клики ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Украина, похоже, опять наступила на советские грабли ("Le Figaro", Франция)
Украинская оранжевая революция теряет глянец ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Образ украинской 'оранжевой революции' начинает тускнеть ("The Independent", Великобритания)
Эйфория украинцев улетучилась ("Financial Times Deutschland", Германия)
'Оранжевое' бессилие ("Die Tageszeitung", Германия)
Оранжевая революция утрачивает великолепие ("The Financial Times", Великобритания)
Предательство революции ("The Washington Post", США)
Украине пора пересмотреть свою экономическую политику ("The Heritage Foundation", США)
Инвесторы жалуются на хаос на Украине ("Berliner Zeitung", Германия)
Я вам расскажу о заговоре оранжевых ("Corriere Della Sera", Италия)