Несколько недель назад в статье, написанной в качестве ответа на теракты в Лондоне, я говорил о насущной необходимости 'движения за реформы, направленного на то, чтобы привести основные идеи ислама в соответствие с современной эпохой'.
Реакция на эту статью была значительной и крайне интересной. Естественно, были те, кто поспешил отвергнуть мои аргументы, потому что их автором был я. 'Человек, утративший свое 'я' и свою веру, не должен говорить о великой исламской религии', - написала Анна Танха (Anna Tanha) из Глазго.
Однако был и вызывающий воодушевление поток более позитивных откликов, причем значительная их часть пришла от мусульман. 'Абсолютно верно, мусульманам пора понять, что именно подходы VIII века причиняют так много горя миру века XXI-го', - написал Мохаммед Икбаль (Mohammed Iqbal) из Лидса - города, где жили трое террористов, участвовавших в организации лондонских взрывов 7 июля. 'Пожалуйста, давайте отложим в сторону догмы и дадим возможность рассудку поучаствовать в дебатах. Мы, верующие, достаточно себе навредили. Мусульманские правители и духовенство делают сегодня с исламским миром то, что европейские монархи и священники делали в средние века, во времена инквизиции', - утверждает Надим Ахтар (Nadeem Akhtar) из Вашингтона.
Озкан Келес (Ozcan Keles) из Лондона пишет, что только 'мусульманские лидеры, действующие на основе веры', могут заниматься толкованием Корана. Однако Харун Амирзада (Haroon Amirzada), бывший преподаватель из Кабульского университета, считает, что 'светские западные и восточные ученые и политики, как мусульмане, так и немусульмане, должны работать вместе над модернизацией ислама, чтобы привести его в соответствие с реальностями сегодняшнего времени'.
Доктор Шааз Махбуб (Shaaz Mahboob) из Хиллингдона, графство Мидлсекс, отмечает следующее: 'В Британии есть сотни тысяч мусульман, которые не так строго придерживаются своей религии, как старшие поколения ... Мы относимся к самой многочисленной группе мусульман, которые хотят жить в мире и гармонии с людьми других вероисповеданий, гордиться тем, что они британцы и патриоты ... Я не знаю такой организации, которая представляла бы интересы светских и либеральных мусульман, составляющих огромное большинство'.
Некоторые авторы откликов призвали меня сделать следующий шаг и сформулировать в гипотетическом плане содержание такой реформы. Приведенные ниже девять идей являются первичным ответом на данный призыв, и относятся они в основном к Великобритании.
Вполне может быть, что реформа родится в мусульманской диаспоре, где контакты (и трения) между различными общинами наиболее обширны, а затем будет перенесена в страны с большинством мусульманского населения. Такое уже случалось. Идея Пакистана была тоже сформирована в Англии. Здесь же формировались характеры людей, изменивших историю: Махатмы Ганди, основателя Пакистана Мухаммеда Али Джинны (Muhammad Ali Jinnah) и пробританского лидера индийских мусульман сэра Сайида Ахмад Хана (Syed Ahmad Khan).
Британские мусульмане, являющиеся в основном выходцами из южной Азии, должны помнить собственную историю. В Индии мусульмане всегда были противниками клерикализма, поскольку знали, что светская индийская конституция защищает их от диктатуры (индусского) большинства. Британские мусульмане должны открыть книгу на заложенной странице и отделить религию от политики.
Помнить историю, часть 2. Память живущих поколений подсказывает, что такие мусульманские города, как Бейрут и Тегеран, были космополитичными, толерантными и современными столицами. Эту утраченную культуру следует спасти от радикалов, восстановить и всячески пропагандировать.
Мысль о том, что все мусульмане братья, следует подвергнуть тщательному пересмотру. Как показывают жесткие противоречия между иракскими суннитами и шиитами, это фикция. А когда обманутые молодые люди, подобные тем, кто совершал лондонские теракты, начинают взрывать свою собственную страну во имя фантастической идеи исламского братства (но мало кто из британских мусульман найдет приемлемой жизнь в консервативных мусульманских странах), это становится уже опасной фикцией.
Панисламизм, часть 2. Наибольший ущерб радикальный ислам наносит самим мусульманам: талибы - мусульманам Афганистана, духовные иранские лидеры - мусульманам Ирана. И от рук повстанцев во время мятежей гибнут тоже в основном мусульмане. Однако мусульманские ораторы разглагольствуют главным образом о 'преступлениях Запада'. Наверное, последователям ислама следует перенаправить свой гнев на тех людей, кто действительно угнетает и убивает их.
В 70-е и 80-е годы британцы-выходцы из южной Азии занимались политикой в основном в рамках нерелигиозных организаций, руководили которыми, главным образом, активисты левацкого марксистского толка. Черное/азиатское единство того периода было разрушено, а на смену ему пришел опирающийся на мечети религиозный радикальный ислам, который, отчасти, вырос на волне протестов против 'Сатанинских стихов' (написанных автором данной статьи - прим. пер.). Необходимо начать отвоевывать захваченные позиции (и необязательно для возврата левых марксистов) путем создания подлинно представительных организаций. Тогда все более дискредитирующих себя 'лидеров' Британского мусульманского совета можно будет оттеснить на обочину политической жизни, где им и место.
Реформированный ислам будет отвергать консервативный догматизм и признавать, среди прочего, что женщины полностью равны с мужчинами; что люди других религий, а также неверующие, ничем не хуже мусульман; что отклонения в сексуальной ориентации следует не осуждать, а воспринимать как данность человеческой природы; что антисемитизм - это нехорошо; и что подавление свободы слова при помощи обидчивой идеологии нетерпимости, скорой на ответную месть, должно быть заменено настоящими, здравыми и допускающими любые мнения дебатами, в которых нет места запрещенным идеям и закрытым зонам.
Реформированный ислам будет приветствовать выход членов мусульманской диаспоры из гетто, в которые они сами себя загнали, а также отказ родителей от строгого отношения к своим дочерям. Он должен выйти из интеллектуальной тюрьмы буквализма и раболепства перед муллами и улемами. Он должен высвободить пытливую мысль и сознание из заточения, в которое заключили их мусульманские медресе и духовные семинарии, дать им свободу, открытость и доступ к исторической правде.
Надо положить конец защитной паранойе, которая заставляет мусульман заявлять, что за терактами 11 сентября стоят евреи, и что взрывы в Лондоне устраивали тоже не мусульмане (недавно 'Аль-Джазира' показала видеосюжет с, если можно так выразиться, 'сумасшедшей теорией' на сей счет).
Нужны не исправления и поправки, как писали некоторые люди в ответ на мою первую статью. Нужно Просвещение. Итак: пусть будет свет.
____________________________________________________________
Избранные сочинения Салмана Рушди на ИноСМИ.Ru
Мусульмане, объединяйтесь! ("The Times", Великобритания)
Гуантанамо: правда у каждого своя ("Liberation", Франция)
Новая эпоха Индии ("The Washington Post", США)
Ответ воина с пером в руке ("El Mundo", Испания)
Америка и антиамериканизм ("El Mundo", Испания)
Если это имеет хоть какое-то отношение к Исламу ("El Mundo", Испания)