Йозеф Йоффе - издатель газеты 'Zeit'.
В середине недели в Нью-Йорке состоится заседание Генеральной ассамблеи ООН. Реформы продвигаются медленно, Кофи Аннан (Kofi Annan) подвергается из-за скандалов серьезным нападкам. Есть ли у ООН будущее с таким генеральным секретарем?
У ООН всегда есть будущее, иначе эта организация со всеми ее недостатками не смогла бы просуществовать 60 лет. Она может действовать лишь тогда, когда этого хотят великие державы. Это не собрание чистейших демократов. Ее бюрократия следует, исходя из соотношения между странами. Есть в ней и самообогащение, и коррупция - вспомните, программу 'Нефть в обмен на продовольствие' - и нет никого, кто бы мог присматривать за ООН, в том числе не может и Кофи Аннан, вынужденный лавировать между несколькими великанами и многочисленными лилипутами. Правда, если бы ее не было, ООН должна была бы быть придумана в иной форме - как неотъемлемый форум и как инструмент действия (когда этого хотят великаны).
ЕС хочет снова активизировать диалог с Индией. Не слишком ли долго мы делали ставку на Китай, а не на крупнейшую демократическую страну мира?
Это вопрос - 'или-или', который в большой политике не всегда является слишком очевидным. ЕС, разумеется, будет и дальше поддерживать деловые отношения с Китаем. Индия, конечно, демократическая страна, но бюрократизма там вряд ли меньше, чем в Китае. И все же диверсификация всегда полезнее и для экономики, и для международной политики. Кроме того, Индия не стремится играть роль мировой державы, и это делает отношения с ней более легкими, чем с Китаем, желающим изменить равновесие сил в свою пользу. Слава Богу, что в настоящее время речь в отношениях между ЕС и Китаем идет только о 75 миллионах бюстгальтеров.
Шредер (Schrоеder) любит Путина, Меркель (Merkel) знает русский язык. Может ли поэтому она говорить с российским президентом на более понятном языке?
Русский язык - язык очень вежливый, слова в нем имеют много деликатных оттенков. Прямым текстом Шредер мог говорить и на немецком языке, как и Коль (Kohl). Но когда Ангела Меркель станет канцлером, отпадет необходимость в походах в сауну и в братании на почве употребления алкоголя, что будет способствовать трезвому подходу в отношениях между государствами. Вместо того чтобы пить 'за здоровье' и потеть в сауне, лучше заняться делом.
Несколько слов о (будущем) немецком министре иностранных дел. . .
К сожалению, мы не знаем его имени, поскольку по итогам последних опросов общественного мнения может всякое произойти: может появиться коалиция красно-красно-зеленая, красно-черная, цветов светофора. Вторая по результатам выборов партия традиционно выдвигает своего кандидата на пост министра иностранных дел. Но кто окажется вторым номером, и в какой комбинации цветов, не знают пока и избиратели, которые как раз производят перегруппировку. Быть может, рубрика 'Чем занят мир' выиграет те бутылки вина, на которые она еще несколько недель назад поспорила, что черно-желтые проиграют.