Исполняется 50 лет с тех пор, как между нашей страной и Федеративной Республикой Германия установлены дипломатические отношения. Столь значимая для специалистов в области международных отношений веха новейшей политической истории Европы, наверное, воспринимается сегодня широкой общественностью как достаточно рядовое событие, очередной повод для обмена любезностями между Москвой и Берлином.
Однако полвека назад все выглядело иначе. В памяти советских людей были свежи ужасы недавней войны. ФРГ воспринималась у нас не иначе как реваншистское, агрессивное, империалистическое государство, добивающееся пересмотра итогов войны. В свою очередь многие западные немцы также видели в СССР мощного и непримиримого противника. В 1955 г. ФРГ стала членом ЗЕС и НАТО, начала воссоздание вооруженных сил. Ответом на эти шаги явилось учреждение Организации Варшавского договора и вступление в нее ГДР.
На этом фоне сам факт приема в Москве государственной делегации ФРГ во главе с канцлером Конрадом Аденауэром (Konrad Adenauer) был настоящим прорывом. Немалого мужества и ответственности требовали достигнутые в сентябре договоренности о нормализации отношений в форме установления дипломатических, торговых и культурных связей, передаче осужденных и отбывавших наказание в СССР военнопленных немцев. Советский Союз стал и долго оставался единственным государством, признавшим и поддерживавшим официальные отношения с двумя германскими государствами. Тем самым были заложены предпосылки для постепенного отхода Бонна от доктрины единоличного представительства всех немцев, который был позже осуществлен в русле "восточной политики" канцлера Вилли Брандта (Willy Brandt).
История ГДР, дружба СССР с этой частью Германии сыграли немаловажную роль в преодолении резкого отторжения немцев и всего немецкого в нашей стране в первые послевоенные годы. ГДР стала нашим стратегическим союзником. В результате восприятие у нас немцев в кратчайшие по историческим меркам сроки изменилось к лучшему. Причем отношения между СССР и ГДР было бы неправильно сводить исключительно к политике и идеологии, воспринимать как эпизод "холодной войны". В их структуре вскоре выросли и укрепились обширнейшие экономические, общественные, научные и чисто человеческие связи, добрая память о которых сохраняется и по сей день. Многое из этого обширного задела вобрали в себя нынешние российско-германские отношения.
Эре реальной разрядки в наших отношениях с Западной Германией предшествовал Берлинский кризис 1961 г., события в Чехословакии 1968 г. Затем последовали Московский договор от 12 августа 1970 г., Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину от 3 сентября 1971 г., Договор об основах отношений между ФРГ и ГДР от 21 декабря 1972 г., которые вместе с серией договоров ФРГ с ближайшими соседями о нормализации отношений собственно и составили основу для подготовки и проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписания в Хельсинки Заключительного акта СБСЕ. Разрядка тех лет базировалась на выверенном балансе сил.
Эти годы явились прелюдией к масштабным изменениям на пространстве ЦВЕ конца 80-х-начала 90-х гг. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., а также пакет дополняющих его советско-германских двусторонних соглашений стали краеугольным камнем постконфронтационного общеевропейского порядка.
Российско-германские отношения оказались на качественно новом этапе развития. Все это позволило урегулировать в духе согласия ряд открытых проблем, обеспечить планомерный вывод с германской территории российских войск. Тем самым было расчищено поле для стратегического партнерства России и Германии. Сейчас с уверенностью можно утверждать, что российско-германское стратегическое партнерство действительно стало стабилизирующим фактором на евроатлантическом пространстве.
Его главные характеристики - многогранность, насыщенность и разветвленность связей во всех областях. Это в полной мере относится к контактам по линии парламентов, партий, неправительственных организаций, бизнес-сообщества, СМИ, между рядовыми гражданами. Их подкрепляют разнообразные, постоянно действующие механизмы практического сотрудничества, в том числе ежегодные межгосударственные консультации на высшем уровне, рабочие группы высокого уровня по политике безопасности и стратегическим вопросам, экономическому и финансовому сотрудничеству, Форум общественности "Петербургский диалог", Совет по молодежному сотрудничеству, Комиссия по изучению новейшей истории двусторонних отношений, межправительственные и смешанные комиссии по культурному, научно-техническому сотрудничеству, координационные центры в сфере образования, инноваций и подготовки кадров, структурированный межведомственный диалог, развитые партнерские связи на уровне регионов и муниципальных образований.
Прочный фундамент и одновременно мощный двигатель российско-германских отношений взаимовыгодное торгово-инвестиционное сотрудничество. Германия - главный торгово-экономический партнер России. Ее доля в нашей внешней торговле - более 10%. В 2004 г. достигнут рекордный объем товарооборота в 31 млрд. евро, что на 18% больше, чем в 2003 г. Германия покрывает за счет поставок из России более 30% потребностей в энергоносителях. Объем накопленных инвестиций Германии в российской экономике составляет 9,3млрд. долл.Прямые инвестиции достигли 2,6 млрд. долл. (7,1% от общего объема). В нашей стране функционирует порядка 3,5 тыс. предприятий с германским участием, из них около 800 - со стопроцентным немецким капиталом.
Тесное сотрудничество в многосторонних институтах и двустороннем формате опирается на многовековую совместную историю, принадлежность к культуре и традициям Европы, географическую близость, взаимодополняемость экономик, общие цели в международных делах. Нас сближает обоюдная заинтересованность в укреплении центральной, системообразующей роли ООН путем комплексной реформы Организации и ее Совета Безопасности на основе максимально широкого согласия государств-членов, обеспечении примата международного права в мировой политике, реализации на практике принципов эффективной многосторонности в урегулировании и предотвращении кризисов и конфликтов. Это касается прежде всего борьбы с терроризмом, организованной преступностью, наркоугрозой, распространением ОМУ, преодоления таких издержек глобализации, как усиливающаяся неравномерность развития и решение тесно связанных с ней проблем отсталости и болезней. Среди наших актуальных задач - налаживание взаимодействия по центральным аспектам повестки дня председательства России в "группе восьми" в 2006 г. и Комитете министров Совета Европы в мае-ноябре 2006 г., а затем председательства Германии в "восьмерке" в 2007 г., пребывания ее у руля ЕС в первой половине того же года.
Даже если очень внимательно приглядываться к российско-германским отношениям, в них не найти сколь-нибудь значимых разделительных линий и непреодолимых психологических наслоений. Очередное свидетельство этому- недавнее участие канцлера Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) в праздновании 60-летия Победы в Москве. Развивается военно-мемориальное сотрудничество с участием ветеранов. В практику вошли совместные возложения венков. Многое делается для выяснения судеб и мест погребения военнопленных, подневольных рабочих. Завершается программа выплат компенсаций российским жертвам нацизма.
В последние годы перестает быть источником негативно окрашенных эмоций и взаимных упреков крайне чувствительная проблема "перемещенных культурных ценностей". Это прямой результат утверждения в нашем общении таких базовых принципов, как взаимность, встречные жесты доброй воли, предполагающие эквивалентные обмены предметами искусства, нацеленность на их возвращение в культурный оборот, стремление выйти на поэтапное решение без "победителей и побежденных".
Россия и Германия находились и постоянно находятся в эпицентре европейских событий. Содержание и направленность наших отношений в немалой степени определяют тенденции развития континента. От российско-германской дружбы и сотрудничества выигрывает вся Европа. Поэтому уверен, что - независимо от результата предстоящих в Германии 18 сентября сего года выборов - отношения с Россией останутся для нее не менее значимыми, чем в последние десятилетия.
Автор статьи - министр иностранных дел Российской Федерации