Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Оранжевая революция еще не закончена

Трудно создавать демократию там, где ее никогда не существовало

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Выйдя из этого неизбежного кризиса, Ющенко будет иметь четыре года на то, чтобы выборочно заменить некоторых членов кабинета и восстановить собственный политический престиж, дабы с новыми силами выдвинуть свою кандидатуру на второй президентский срок в 2009 году. Но все это время Виктору нужно будет пристально следить за Юлией.

Паникеры и злорадствующие вновь вышли на арену после того, как президент Украины Виктор Ющенко в прошлый четверг отправил в отставку весь свой кабинет, включая деятельного, переменчивого, привлекательного и играющего на популизме премьер-министра Юлию Тимошенко, которую очень опасно недооценивать.

Для рядовых украинцев наступил, по крайней мере, на сегодня, момент разочарования и отрезвления. Их общая реакция такова: 'Все политики одинаковы; посмотрите, что мы получаем, когда участвуем в якобы демократическом политическом процессе - все ту же прежнюю коррупцию'. Российский президент Владимир Путин, безусловно, торжествует, поскольку может теперь имперским тоном заявлять: 'Я же вам говорил. Я знал, что ничего из этого не выйдет. Скоро Украина вновь вернется на российскую орбиту'.

Но не надо спешить, друзья. Новейшая история Украины говорит об обратном. В 1993 году Леонид Кучма, бывший тогда премьер-министром при президенте Леониде Кравчуке, был уволен буквально через несколько месяцев нахождения в должности. А в 1994 году он вновь пришел к власти, теперь уже в качестве президента. Его подъему способствовало сочетание трех факторов.

(1) Сочувствие. Украинцы традиционно сочувствуют всем, кого преследует государство - справедливо или нет; при этом почти всегда считается, что несправедливо.

(2) Узнаваемое имя. А это, в свою очередь, заставляет задать следующий вопрос: почему во время выборов появляется так мало имен порядочных и компетентных людей, которым могут отдать свое признание украинские избиратели?

(3) Общая вера в длинную череду предвыборных обещаний Кучмы о проведении реформ, ни одна из которых, по моим подсчетам, не была реализована. Придя к власти, Кучма отдал экономику страны стае олигархов, в которую входили и члены его семьи. Несмотря на его предвыборные заявления о том, что 'он стал президентом Украины не для того, чтобы впадать в вассальную зависимость от России', Кучма быстро попал в такую зависимость.

В 1999 году Кучма с большой помпой назначил своим премьером Виктора Ющенко, что вызвало общенациональный энтузиазм и новые надежды. Став премьер-министром, Виктор Ющенко, в свою очередь, назначил Юлию Тимошенко заместителем премьера по энергетике.

Через несколько месяцев Кучма отправил в отставку и Ющенко, и Тимошенко. Два этих человека объединили свои усилия, чтобы вновь вернуться в украинскую политику; сначала они проложили путь в парламент, а затем выдвинули Ющенко на президентский пост.

Планы оранжевой революции вынашивались задолго до президентских выборов прошлого года. Сторонники Ющенко заранее просчитали, что в ходе официального голосования он проиграет, поскольку, по их рассуждениям, его политические противники украдут столько голосов избирателей, что это приведет в смятение даже украинцев. Эти люди были правы; они также заранее и очень хорошо организовали свои действия, что, в конце концов, и обеспечило победу оранжевой революции.

Это была очень хорошо поставленная политическая пьеса. Факт состоит в том, что какое бы будущее ни было уготовано Украине, оранжевая революция бесповоротно развернула эту страну лицом к Западу и западным нормам. Следующего президента будут по-настоящему избирать, а не назначать из Москвы или из штаба олигархической мафии. Как сказал один украинец, 'здесь больше никто не убивает журналистов'.

В январе вновь избранный президент Виктор Ющенко назначил правительство, которое в идеале должно было состоять из надежных людей, разделяющих его взгляды на будущее Украины и знающих, как пользоваться демократией; людей, которых за честность и компетентность уважают избиратели. К сожалению, вряд ли кто-то на Украине подходил под все эти стандарты. Это была невыполнимая задача, и Ющенко взамен расставил на посты тех людей, которые помогли ему стать президентом. При этом многие из них не обладали особыми способностями, не были слишком преданы Ющенко и не разделяли его взглядов. И то, что его правительство было распущено, не должно никого удивлять или шокировать.

Как недавно заметили почти все, трудно создавать демократию там, где ее никогда не существовало. Это занимает много времени. Трудности и необходимое на это время увеличиваются по мере того, как возрастает количество участвующих в процессе избирателей. Здесь уместен пример Афганистана или Ирака; а население каждой из этих стран вдвое меньше украинского.

Внутренняя политическая борьба тоже не должна никого удивлять. Спросите тех, кто заметил, насколько хорошо - нет, точнее будет сказать - насколько плохо взаимодействовали Госдепартамент и министерство обороны США при обеспечении американских программ в Ираке и Афганистане. В развитом демократическом обществе внутренняя политическая борьба за власть возведена в ранг подлинного искусства, которое заставит покраснеть от смущения даже самых агрессивных украинских шарлатанов от политики.

Несмотря на борьбу в Киеве, в украинской глубинке происходят перемены к лучшему. Например, налоговая полиция теперь обращается с компаниями в большей степени как с клиентами, чем как с врагами. Иностранцы могут теперь въезжать на территорию Украины без виз, что дает большой толчок развитию туризма. Преступников, которых защищал прежний режим, посадили в тюрьму, даже в восточном Донецке.

Ющенко устранит последствия нанесенного ущерба. Наверное, он попросит своих самых надежных и компетентных друзей по первому правительству (таких, как Олег Рыбачук, который раньше был вице-премьером по вопросам европейской интеграции, а сейчас является главой администрации президента) вновь войти в состав кабинета. Попросит он об этом и некоторых мелких преступников, которые служили Украине в прошлом. Главное достоинство таких людей состоит в том, что их имена узнаваемы (фактор успокаивающего воздействия), а сами они не привлекались к судебной ответственности за убийства и хищения в особо крупных размерах.

Выйдя из этого неизбежного кризиса, Ющенко будет иметь четыре года на то, чтобы выборочно заменить некоторых членов кабинета и восстановить собственный политический престиж, дабы с новыми силами выдвинуть свою кандидатуру на второй президентский срок в 2009 году.

Но все это время Виктору нужно будет пристально следить за Юлией.

Ричард Шривер был помощником министра финансов в первый президентский срок Рейгана. Он жил на Украине, в 1990 году преподавал в киевском Международном институте менеджмента, а в 1995-2002 годах руководил развитием частного сектора на Западной Украине. Он является почетным ректором берлинского Европейского колледжа либеральных искусств, где преподает вопросы глобальной политики.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Рискованный удар Ющенко ("Handelsblatt", Германия)

'Оранжевый переполох' ("National Review", США)

Апельсины становятся горькими ("Time Europe", США)

Тимошенко держит всех в напряжении ("Der Standard", Австрия)

Конец иллюзии? ("Le Nouvel Observateur", Франция)

Оранжевая революция не покончила с олигархиями ("Le Figaro", Франция)

Украинский кризис ("Le Monde", Франция)

Ющенко рискует стать "хромой уткой" ("The Financial Times", Великобритания)

Кучма выступает в поддержку Ющенко ("The Financial Times", Великобритания)

Потерянные месяцы президента Ющенко ("The Independent", Великобритания)

Горькие плоды украинской свободы ("Business Week", США)

Оранжевая тревога ("The Times", Великобритания)

Лидеры Оранжевой революции подвели своих сторонников ("The Economist", Великобритания)

Виктор Ющенко: Памятник пошатнулся ("Financial Times Deutschland", Германия)

Украина правовое государство? ("Die Welt", Германия)

Пламя Оранжевой революции на Украине потускнело ("The New York Times", США)

Горькие апельсины ("The Financial Times", Великобритания)

Украина: Старые клики ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Украина, похоже, опять наступила на советские грабли ("Le Figaro", Франция)

Украинская оранжевая революция теряет глянец ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Образ украинской 'оранжевой революции' начинает тускнеть ("The Independent", Великобритания)

Эйфория украинцев улетучилась ("Financial Times Deutschland", Германия)

'Оранжевое' бессилие ("Die Tageszeitung", Германия)

Оранжевая революция утрачивает великолепие ("The Financial Times", Великобритания)

Предательство революции ("The Washington Post", США)

Украине пора пересмотреть свою экономическую политику ("The Heritage Foundation", США)

Инвесторы жалуются на хаос на Украине ("Berliner Zeitung", Германия)

Я вам расскажу о заговоре оранжевых ("Corriere Della Sera", Италия)