Для представителей ООН дискутировать на тему реформирования международных структур примерно то же самое, что для англичан говорить о погоде. Эта тема, в частности, всплывает в разговорах каждый день, но поэтому кажется, что ничего не меняется.
Сегодня, в среду, 166 глав государств и правительств соберутся в Нью-Йорке на сессию Генеральной Ассамблеи, от которой ждут серьезных шагов в процессе реформирования. Но мне, как давнему представителю ООН, хорошо известно, что удалось сделать Организации Объединенных Наций за последние 27 лет, с той поры, как я начал там работать.
Если бы я в то время стал рассказывать своим начальникам, что ООН однажды будет осуществлять в суверенных государствах наблюдение за ходом выборов, проводить инспекции с целью обнаружения оружия массового уничтожения, а также вводить санкции в области импорта и экспорта в странах, являющихся членами организации, использовать возможности международного трибунала и заставлять правительства выдавать своих граждан, чтобы их судили на основе международного права за рубежом, то они, наверное, подумали бы, что я не понял существа ООН.
И, тем не менее, ООН в последние двадцать лет все это делала и делала даже больше. ООН продемонстрировала себя как институт, способный в период перемен максимально отвечать требованиям времени.
Потребность в реформировании результируется сегодня из-за разногласий между странами по вопросу войны в Ираке. Опрос, проведенный летом 2003 года американским институтом исследования общественного мнения в 20 странах, показал, что авторитет ООН во всех этих странах пострадал. В США - потому, что ООН не поддержала военных планов администрации Буша (Bush), а в остальных 19 странах - потому что оказалась неспособной предотвратить войну.
ООН, конечно, часто не достигает своих благородных целей, поскольку в ней находят отражение реалии мировой политики, хотя она и пытается их преодолевать. Так или иначе, ООН является зеркальным отражением нашего мира со всеми его разногласиями и согласием, надеждами и целями, ошибками.
Кстати, достигнут прогресс в области политических свобод. Когда я пришел в ООН, было почти немыслимым, чтобы организация выступала за демократию и против диктаторских режимов или осмеливалась бы вмешиваться во внутренние дела государства, являющегося ее членом. ООН сегодня делает намного больше, чем любая другая организация, для поддержки и укрепления демократических институтов во всем мире.
Только за последний год ООН оказала, часто в самый решающий момент, помощь в организации выборов или в их проведении более чем в 20 странах, в том числе в Афганистане, Палестине, Ираке и Бурунди. ООН в настоящее время занимается созданием фонда демократии с целью оказания помощи странам в деле развития демократии, и мы также выступили с инициативой создания Комиссии по достижению мира (Peace-Building Commission), чтобы помогать странам на их пути к прочному миру. Кроме того, Аннан (Annan) настаивает на создании эффективных и надежных международных механизмов по защите прав человека.
Шаши Тхарур - заместитель генерального секретаря Организации Объединенных Наций