Короткий спецкурс по изящности вашингтонской дипломатической словесности: если хочешь сказать, что что-то является глупостью, не говори прямо 'stupid'. Скажи лучше, что это 'counterproduсtive', то есть не отвечает цели. 'Это наиболее популярные вашингтонские термины. Так говорят о глупости', - заявляет Строуб Тэлботт.
Мы говорим о России. Президент авторитетного американского института Брукингса рассказал в интервью газете 'Хельсингин Саномат' о том, как Западу следует действовать с Владимиром Путиным, а чего следует избегать.
'Было бы непродуктивным советовать главе государства, как ему следует управлять своей страной', - говорит Тэлботт, являющийся одним из самых авторитетных американских специалистов по России.
Будучи заместителем министра иностранных дел США при президенте Билле Клинтоне он отвечал за политику США в отношении России. Самым важным было в те годы определить рамки понимания позиций президента Бориса Ельцина.
Тэлботт дает во время беседы понять, что нынешние лидеры западного мира слишком далеко зашли в понимании позиций Путина: отношения должны быть конструктивными и открытыми, но, с другой стороны, не следует потакать в тех случаях, когда выявляются факты, не соответствующие принципам либеральной демократии.
'Я, конечно, не предлагаю прямо заявить: Владимир, Россия должна стать страной с либеральной демократией в нашем понимании, ИНАЧЕ. . .!'
Прежде всего, надо признать, что не существует игральной карты такой масти, как 'ИНАЧЕ. . .!'. 'У Запада немного возможностей оказывать влияние на Россию'.
С другой стороны Тэлботт дает понять, что давление и навязывание с пеной у рта своей позиции привело бы к обратному результату - то есть было бы непродуктивным.
По мнению Тэлботта, нынешняя Россия все-таки лучше, чем СССР 20 лет назад.
'Изменения в России в начале 1980-х годов - одно из самых замечательных положительных событий в целом негативного столетия'.
С другой стороны, Тэлботт рисует картину состояния нынешней России мрачными красками.
'Россия президента Путина, похоже, движется в направлении концентрации власти в руках тех, кто находится в центре и на вершине властной пирамиды'.
Это означает, по мнению Тэлботта, что власть перетягивается от регионов в Москву, а в Москве - концентрируется в Кремле.
'Вдобавок к этому, по моему мнению, президент России напоминает своих предшественников - а под предшественниками я подразумеваю как лидеров СССР, так и руководителей (царской) России - в том, что придерживается принципа 'государство - это я'.
Путин олицетворяет то, чего многие ждут в России: после непростых лет нужна крепкая рука. Таким образом, мы оказываемся в ситуации, которую Тэлботт называет 'парадоксом Путина'.
'Многие из нас, верящих в ценности классического либерализма, с сожалением наблюдает тенденции в России к отрицанию либерализма. Одновременно надо признать, что существует демократическая база, поддерживающая такие тенденции'.
Парадокс в том, что сторонние силы не имеют права критиковать 'неправильное', по их мнению, но избранное путем демократического волеизъявления правительство. 'Это примерно такая же ситуация, когда в разгар боя кончаются патроны'.
И какой же совет? Как можно влиять на Россию?
Рекомендация Тэлботта состоит в следующем: Россию необходимо все более активно интегрировать в международные институты и механизмы. Это, например, касается 'большой восьмерки' и ОБСЕ.
'Встреча лидеров 'восьмерки' в Санкт-Петербурге летом следующего года дает такую возможность', - верит Тэлботт.
Руководители государств западного мира могли бы использовать эту встречу для ненавязчивой переориентации Путина на поддержку общих принципов, а принятие их и ненарушение (Россией) контролировалось бы с помощью мониторинга.
ОБСЕ могла бы, по мнению Тэлботта, играть более важную роль при урегулировании ситуации в Чечне, хотя Россия и критикует ОБСЕ.
От ОБСЕ мы естественно переходим к Хельсинки, ибо истоки этой организации в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое было проведено в столице Финляндии в 1975 году.
В рамках подобного процесса Тэлботт и прибыл в Финляндию, чтобы участвовать в работе конференции по вопросам Хельсинкского процесса за глобализацию и демократию.
Хельсинкский процесс оценивается Тэлботтом очень высоко.
'Финляндия поступает очень мудро и использует свои конструктивные силы для урегулирования конфликта (на этот раз) между Севером и Югом'.
'Значение Финляндии заметно больше, нежели можно было ожидать, учитывая количество населения этой маленькой страны', - подчеркивает Тэлботт.
__________________________________________________________
Избранные сочинения Строуба Тэлботта на ИноСМИ.Ru
России, с суровой любовью ("The New York Times", США)
Жесткие меры Путина вызывают напряженность в России ("The Financial Times", Великобритания)
Может ли Путин выполнить обещанное? ("The Straits Times", Сингапур)
Могучий быстрый меч самурая Буша ("The International Herald Tribune", США)
Возврат Америки к мультилатерализму ("The International Herald Tribune", США)