Автор является сенатором от штата Делавэр и одним из видных демократов в сенатском комитете по международным делам
Ошибки администрации Буша (George W. Bush) в иракской политике привели нас на грань фиаско в плане национальной безопасности. Для того чтобы спасти ситуацию, администрация США должна коренным образом изменить курс внутри Ирака, в регионе и на международном уровне.
Стабилизация Ирака представляет настолько же политический, насколько и военный вызов. Администрация США очень сильно рискует, настаивая на проведении референдума по конституции, который скорее разобщит, чем объединит Ирак.
Большинство арабов-суннитов, скорее всего, проголосуют против конституции, однако не две трети, которые необходимы, чтобы ее провалить. Это еще сильнее озлобит их.
Последствия для интересов Соединенных Штатов могут быть опустошительными.
Борьба между религиозными общинами может перерасти в полномасштабную гражданскую войну, в которую окажутся вовлеченными Сирия, Иран и Турция, и превратить Ирак в новый Ливан. Что еще хуже, иракские сунниты могут установить более тесные связи с иностранными джихадистами, в результате чего значительная часть территории Ирака может превратиться в Афганистан до 11 сентября (2001 года), став рассадником нового поколения террористов.
В центре этой мясорубки окажутся отважные американские солдаты, а их жизнями будет заплачено за разработанную другими неудачную политику.
Администрация Буша, кажется, питает надежду, что сунниты и иракские женщины "с этим справятся". Но надежда и упрямство не составляют стратегии. Как сказал наш посол в Ираке Залмай Халилзад (Zalmay Khalilzad), конституция "должна быть национальным договором, который объединит иракцев и подорвет позиции повстанцев".
Арабы-сунниты должны винить самих себя в том, что не приняли участия в январских выборах и поддерживают повстанцев. Но, если только им не будет предложена разумная ставка в новом порядке, они и дальше будут ему противиться. Было бы ошибкой насильно скормить им конституцию, которую они не способны переварить. Есть более хороший путь.
Первое, если переговорщики не достигнут разумных компромиссов, которые позволят умеренным суннитам принять участие в управлении страной, администрации США следует поддержать перенос проведения референдума по конституции на период после намеченных на декабрь выборов в новую национальную ассамблею, что позволит новому комитету с участием избранных суннитских членов пересмотреть проект конституции.
Это поощрило бы усиливающееся желание суннитов участвовать в политическом процессе. Это позволило бы передать больше власти легитимным суннитским лидерам, которые способны "продать" конституцию своим общинам. И это могло бы рассорить суннитское население с повстанцами и иностранными джихадистами. Умеренные курды и шииты, многие из которых в частном порядке признают, что некоторые из их лидеров зарвались, станут приветствовать тот баланс, который внесет в (политический) процесс законное представительство суннитов.
Для того чтобы эта политика стала успешной, администрация США должна сделать то, чего до сих пор не сумела: пригласить к участию в осуществлении стратегии стабилизации Ирака другие мировые державы и соседей Ирака. Администрации США следует создать контактную группу с участием представителей таких стран, как Франция, Япония, Великобритания и Россия, а также таких организаций, как Европейский союз, НАТО и Организация Объединенных Наций. Когда возобновятся переговоры по конституции, иракцы увидят единый международный фронт и с большей вероятностью пойдут на трудные компромиссы.
Администрация США также должна разработать региональную стратегию, которая либо принудит, либо побудит соседей Ирака к ответственным действиям. В ряде случаев для этого потребуется, чтобы администрация США установила взаимодействие с режимами, с которыми США предпочли бы не работать. Но именно так мы поступили на Балканах, чтобы добиться заключения Дейтонского мирного договора, и так же действовали в отношении соседей Афганистана в группе "шесть плюс два" и на конференции в Бонне. Иран, Саудовская Аравия и Египет могли бы помочь умерить требования общин, на которые они имеют влияние. Тегеран и Дамаск с большей долей вероятности могли бы прекратить свое опасное вмешательство в дела Ирака, если бы увидели, что остальное мировое сообщество объединилось с нами. Президенту США следует немедленно назначить высокопоставленного эмиссара в регионе и организовать региональную конференцию (по Ираку).
Президент США в этом месяце может заручиться международной поддержкой этой новой политики в Организации Объединенных Наций. Ему следует пригласить присоединиться к нашим усилиям те страны, которым, как и нам, есть что терять от хаоса в Ираке.
В Америке президент Буш должен закрыть глубокую пропасть недоверия, которая угрожает самому важному оружию, какое имеют наши чрезмерно перенапряженные войска: поддержке американского народа. Он должен убедить американцев, что откровенен с ними в отношении ситуации в Ираке, и что у него есть связная стратегия обеспечения наших фундаментальных национальных интересов и возвращения домой наших солдат.
Для этого администрации США следует разработать конкретные цели в подготовке иракских сил безопасности - чтобы они были способны действовать самостоятельно, строя политическую систему, которая будет легитимной, и восстанавливая основные коммунальные службы - и установить разумные сроки достижения этих целей.
Более неприемлемо заявлять, что наши войска останутся в Ираке "столько, сколько нужно и ни днем дольше". Американскому народу необходима - а наши солдаты заслуживают, чтобы им была представлена - значительно более ясная картина дальнейших действий.
Американский конгресс должен активизировать деятельность по выполнению возложенных на него обязанностей, проводя ежемесячные слушания с участием высокопоставленных представителей администрации США, чтобы оценивать прогресс в Ираке.
Некоторые станут утверждать, что эта политика приведет к пролонгированию нашего присутствия в Ираке. Но в действительности все обстоит как раз наоборот. Если мы будем настаивать на проведении опрометчивого референдума и не будем иметь стратегии по вовлечению в дела Ирака стран региона и крупных держав, это может привести к хаосу, для ликвидации которого потребуется еще больше времени, ресурсов и боевых потерь - если только не окажется, что хаос необратим и сделает Ирак таким, каким он не был до войны: постоянной базой для радикального фундаменталистского терроризма.
Если нам удастся привлечь в политический процесс умеренных суннитов, разделить бремя расходов с мировыми игроками, получить поддержку от региона, установить конкретные цели и сроки их достижения и настоять на регулярной отчетности администрации США, наши солдаты вернутся домой скорее и понесут меньшие потери. Это также наилучший путь к тому, чтобы уйти из Ирака, сохранив в целости наши самые фундаментальные интересы безопасности.