Стоит народу одержать победу, как нередко тут же появляется привкус горечи. Именно это и испытывает Украина, где меньше чем год назад коалиция, состоящая из разнородных элементов, положила конец коррумпированному, основанному на кумовстве и пророссийски настроенному режиму Леонида Кучмы. Известная под названием 'оранжевой революции', имевшая оглушительный успех, эта коалиция недавно разбилась вдребезги под градом обвинений в коррупции и кумовстве. Кризис, назревавший с начала лета, разразился 5 сентября, когда подал в отставку человек, чрезвычайно близкий к главе государства Виктору Ющенко, избирательной кампанией которого он руководил в начале года, вошедший в историю 'оранжевой революции', - госсекретарь Александр Зинченко, стержневая фигура исполнительной власти.
Недовольный тем, что президент ему больше не доверяет, Зинченко созвал пресс-конференцию, чтобы объявить о своем уходе и осудить 'информационную блокаду', организованную вокруг Виктора Ющенко некоторыми высокопоставленными лицами с целью 'использовать занимаемое положение, чтобы прибрать к рукам все, что можно'. Среди прочих он особо выделил Петра Порошенко, возглавлявшего Совет национальной безопасности, олигарха, примкнувшего к 'оранжевой революции' и в значительной мере ее профинансировавшего. Ни для кого не секрет, что Виктор Ющенко назначил Порошенко на этот пост с довольно неопределенными полномочиями, чтобы создать противовес музе 'оранжевой революции' Юлии Тимошенко, которую, в силу ее популярности, президент был вынужден семь месяцев назад поместить в кресло премьер-министра.
Поневоле столкнувшись с распадом собственной команды, Виктор Ющенко принял 'соломоново решение'. Он отправил в отставку как правительство Тимошенко, так и Петра Порошенко, и назначил на пост премьер-министра верного из верных, Юрия Еханурова, 57-летнего либерального экономиста, который был губернатором промышленной (и русскоязычной) Днепропетровской области. Свое решение Ющенко объяснил тем, что подобное положение не могло больше сохраняться, так как ему приходилось 'постоянно вмешиваться, чтобы сгладить конфликты между различными ветвями власти'. На следующий день Юлия Тимошенко заметила, что президент и в самом деле просил ее 'протянуть руку' представителям исполнительной власти. 'Но, - добавила она, - как я могла протянуть им руку, когда у них руки были заняты разграблением страны?'
Попытка Виктора Ющенко взять ситуацию под контроль (поскольку его новый премьер-министр будет, главным образом, осуществлять технические функции) направлена на то, чтобы восстановить собственную популярность перед выборами в парламент, которые должны состояться в марте 2006 года. И в самом деле, популярность президента серьезно упала. Прежде всего, потому что в стране очень неважное экономическое и социальное положение. Экономический рост составляет всего лишь 6% вместо прошлогодних 12%, повсеместно, за исключением промышленного Востока, растет безработица, инфляция галопирует, и жалкие сбережения украинцев (разумеется, в долларах!) растворились из-за проведенной по указу Тимошенко ревальвации национальной валюты (гривны).
Неспособность существующей команды занять четкую позицию относительно приватизаций, осуществлявшихся по дешевке при режиме Леонида Кучмы, и связанные с этой проблемой закулисные баталии отпугивают к тому же иностранных инвесторов. Наконец, имидж Виктора Ющенко, как человека неподкупного, хотя нередко и проявляющего нерешительность, несколько пострадал этим летом из-за шалостей его 19-летнего сына. Пресса (по-прежнему свободная, и это бесценное завоевание 'оранжевой революции' сохранилось) сделала достоянием общества его образ жизни и попытки прибрать к рукам с коммерческой целью оранжевую 'марку'. В таких условиях избирательная кампания по выборам в парламент обещает превратиться в отвратительную потасовку между сторонниками президента и лагерем Юлии Тимошенко. Что касается последней, то, имея неплохой рейтинг и будучи невероятно упрямой, она уже довела до сведения, что об общих списках и речи быть не может. Выходит, каждый готовится разоблачать старого украинского беса, доставшегося в наследство от Советского Союза и взлелеянного во времена диких приватизаций 90-х годов, - коррупцию.
В таком случае Виктор Ющенко мог бы поддаться искушению и обратиться за поддержкой к русскоязычному населению страны, в частности, используя деловые связи, которые имеются у олигарха Петра Порошенко. По слухам, президент поручил Порошенко, к которому, в отличие от Юлии Тимошенко, хорошо относятся в Москве, подчинить себе телевидение страны. Ему уже принадлежит влиятельный '5 канал'.
Если и существует место, где рады украинским бедам, то это Россия. Депутаты-националисты ликовали в Думе, когда Владимир Путин с видом умудренного опытом человека признался: 'Я ничуть не удивлен. Мы давно об этом предупреждали, но нам никто не хотел верить'. В то же самое время он вооружился еще одним средством шантажа в отношении Украины, подписав с Германией соглашение о строительстве нефтепровода по дну Балтийского моря. Это способ избежать в будущем сокращения Украиной транзита российского газа в Западную Европу. В ожидании лучшего он призвал 'Газпром' в три раза повысить цену на газ для Украины, которая того и гляди и вовсе прекратит платежи.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Ющенко спасает революцию ("Przeglad", Польша)
Пробил час разочарований ("Le Monde", Франция)
Оранжевая революция еще не закончена ("The Washington Times", США)
Рискованный удар Ющенко ("Handelsblatt", Германия)
'Оранжевый переполох' ("National Review", США)
Апельсины становятся горькими ("Time Europe", США)
Тимошенко держит всех в напряжении ("Der Standard", Австрия)
Конец иллюзии? ("Le Nouvel Observateur", Франция)
Оранжевая революция не покончила с олигархиями ("Le Figaro", Франция)
Украинский кризис ("Le Monde", Франция)
Ющенко рискует стать "хромой уткой" ("The Financial Times", Великобритания)
Кучма выступает в поддержку Ющенко ("The Financial Times", Великобритания)
Потерянные месяцы президента Ющенко ("The Independent", Великобритания)
Горькие плоды украинской свободы ("Business Week", США)
Оранжевая тревога ("The Times", Великобритания)
Лидеры Оранжевой революции подвели своих сторонников ("The Economist", Великобритания)
Виктор Ющенко: Памятник пошатнулся ("Financial Times Deutschland", Германия)
Украина правовое государство? ("Die Welt", Германия)
Пламя Оранжевой революции на Украине потускнело ("The New York Times", США)
Горькие апельсины ("The Financial Times", Великобритания)
Украина: Старые клики ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Украина, похоже, опять наступила на советские грабли ("Le Figaro", Франция)
Украинская оранжевая революция теряет глянец ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Образ украинской 'оранжевой революции' начинает тускнеть ("The Independent", Великобритания)
Эйфория украинцев улетучилась ("Financial Times Deutschland", Германия)
'Оранжевое' бессилие ("Die Tageszeitung", Германия)
Оранжевая революция утрачивает великолепие ("The Financial Times", Великобритания)
Предательство революции ("The Washington Post", США)
Украине пора пересмотреть свою экономическую политику ("The Heritage Foundation", США)
Инвесторы жалуются на хаос на Украине ("Berliner Zeitung", Германия)
Я вам расскажу о заговоре оранжевых ("Corriere Della Sera", Италия)