После неудавшегося вторжения на Кубу в Заливе Свиней в 1961 году Джон Кеннеди взял на себя всю ответственность за поражение. 'Ответственность лежит на мне', - сказал президент. Точно так же в 1983 году Рональд Рейган заявил, что берет на себя ответственность за катастрофическое по своим последствиям нападение террористов на казарму морских пехотинцев в Бейруте. Теперь, как бы в великих традициях президентов, которая подтверждает, что все определяется, как сказал Труман, в Овальном кабинете - Джордж Буш взял на себя ответственность за недостатки в действиях федеральных органов в связи с ураганом 'Катрина'. Если он сказал об этом искренне, то 'Катрина' на своих волнах выплеснула нам на берег совершенно нового Джорджа Буша.
Однако здесь есть определенное место для скептицизма. Ведь у того Буша, которого мы неплохо знаем, напрочь отсутствует зеркало заднего вида. Он не просто не любит оглядываться назад - когда он все-таки делает это, то замечает лишь победы и огромные успехи. Даже его провалы - здесь почему-то на ум приходит война в Ираке - удивительным образом трансформируются, превращаясь из того, чем они были в реальности, в то, что хотел бы в них видеть Буш. Нас убивают в Багдаде не по причине оружия массового уничтожения, а из-за того, что мы хотим принести на Ближний Восток демократию. Кто же не захочет умирать за такие цели?
Для Буша существует только сегодня и завтра. За вчерашний день ответственность несет кто-то другой - может быть, Клинтон. Даже в своем заявлении из Белого Дома о взятии на себя ответственности он сказал, что 'Катрина' 'вскрыла серьезные проблемы в наших возможностях реагирования'. Интересно, а я-то думал, что их вскрыли террористические акты 11 сентября 2001 года. Ведь именно тогда мы, среди прочего, узнали о несовершенных системах связи. Именно тогда наши мысли сосредоточились на непостижимом, именно тогда люди - не говоря уже о государствах - начали думать об эвакуации целых городов. Бойскаут из Буша получился бы никудышный. Ведь он не был готов.
Будь Джордж Буш генеральным директором крупной компании, совет директоров уволил бы его. Этот совет захотел бы узнать: какого черта он делал целых четыре года, и куда он дел те миллиарды долларов, что выделило ему министерство национальной безопасности. Увидев, как федеральные власти бездействовали, когда в госпиталях Нового Орлеана умирали больные люди, этот совет директоров и сам себя захотел бы уволить. Но такого не практикуется. В данном случае совет - это американский народ.
На самом деле, мне немного жаль Буша. Этот человек, должно быть, крайне удивлен тем, что ему приходится нести ответственность за стихийное бедствие, а не за бедствие, сотворенное им самим. В конце концов, война в Ираке - это его собственное творение, от замысла до исполнения, которое стало непростительным образцом некомпетентности. Сам повод для начала войны - наличие у Ирака оружия массового уничтожения - на поверку оказался не соответствующим действительности. А потом последовала военная операция, которая не смогла достичь своих целей. Если не считать людей из администрации Буша, в Вашингтоне практически невозможно найти человека, который полагает, что для выполнения задач кампании в Ирак было направлено достаточно сил.
Почему мы должны верить тому, что Буш назовет конкретные имена и наподдаст коленом под конкретные зады за последствия урагана 'Катрина', если он не поступил так в связи с неудачами в Ираке? Напротив, главные творцы несостоятельного плана военной кампании остаются в Пентагоне - это Рамсфелд и его команда. Некоторые заняли очень мягкие кресла в других местах. Пол Вулфовиц, например, получил Всемирный Банк, а Конди Райс - целый Госдепартамент. Прочим вручили когда-то считавшуюся едва ли не святыней президентскую Медаль Свободы, правда, сейчас она так же запятнана, как и одежда некоторых знакомых Билла Клинтона.
Если кто-нибудь и ответил за беспрецедентные провалы разведки, то его имя для меня остается загадкой - да и для президента тоже. Если бы руководитель Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям Майкл Браун остался на своем посту, то через месяц-другой Буш наверняка чествовал бы его на газоне Белого Дома. ('Брауни, ты проделал чертовски трудную работу!').
Те люди в Конгрессе, которые считают, что нынешняя администрация способна по-настоящему расследовать свои собственные действия, ничему за последние четыре года не научились. Буш не признает ошибок, может быть, потому что думает, что не совершал их. Для него благие намерения - это все. Однако люди умирали после урагана 'Катрина' по той причине, что Вашингтон не смог направить к госпиталям вертолеты или грузовики. Буш говорит, что готов взять на себя ответственность за это. Возможно. Но важны не заявления, а действия, нужна хорошая пощечина, а не медаль. Насколько мы знаем Буша, он этим заниматься не будет - за него это сделает история.
_____________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Не расист ли Буш? ("National Review", США)
Скажите точно, чья это победа? ("The Washington Post", США)
Теперь им не удалось провести народ ("Los Angeles Times", США)
Конец 'эпохи Буша' ("The Washington Post", США)
Все друзья президента ("The New York Times", США)
Левиафан ("El Pais", Испания)
Дурной сон Буша ("La Vanguardia", Испания)
Отравленные воды Нового Орлеана ("The Independent", Великобритания)
Экономическая 'Катрина' ("Los Angeles Times", США)
Опозоренная Америка ("The Economist", Великобритания)
Подмоченная репутация Америки ("Philadelphia Inquirer", США)
Американские заплывы и ныряния ("Liberation", Франция)
Джимми Картер: Давно существующие угрозы стихийных бедствий нельзя игнорировать ("USA Today", США)
Варварство всегда близко ("The Guardian", Великобритания)
Уроки, которые преподнесла 'Катрина' всему миру ("The Washington Post", США)
Считайте имидж Америки еще одной жертвой ("The International Herald Tribune", США)
Две Америки ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Катрина доделала то, что начал Усама ("The New York Times", США)
Трагическая цена бушевского помешательства на Ираке ("The Financial Times", Великобритания)
Руки помощи ("The Guardian", Великобритания)
Цена, которую приходится платить за культуру стяжательства ("Los Angeles Times", США)
Вы тоже виноваты, г-н Буш! ("The Washington Post", США)
Двойной позор ("The New York Times", США)
Бессильная сверхдержава ("Frankfurter Rundschau", Германия)
За рубежом - мировая держава, у себя дома - бессильная страна ("Die Presse", Австрия)
Город насилия, слухов и взаимных упреков ("The Financial Times", Великобритания)
Буря после урагана ("The New York Times", США)
Урок пятой категории ("The Sydney Morning Herald", Австралия)