Это и должно было произойти: во многих городах поставщики газа уже повысили свои цены. Всего лишь вопросом времени было, чтобы берлинская компания Gasag тоже подняла цену. В октябре потребителям придется платить в среднем на десять процентов больше.
Это не может никого удивить, так как цена на газ, в конце концов, увязывается со стоимостью нефти, - а та за последние месяцы взметнулась вверх. Правда, есть вопрос, а насколько соразмерной является цена на газ.
Как раз на этот-то вопрос и не может ответить никто из потребителей в Германии, поскольку поставщики настойчиво отказываются разглашать источники своих поставок и то, как устанавливается цена. Аргументы в большинстве своем расплывчатые: мол, в дороговизне газа виноваты добывающие компании, прежде всего, из России, это они повышают цены. Это в какой-то мере правильно, поскольку позиции русских на переговорах действительно хорошие: 'Не возьмете газ по нашей цене, продадим его Китаю'.
Но это только часть правды. В конце концов, кто мешает поставщикам с полной откровенностью сказать, по какой цене они покупают газ у русских. Таким образом можно было бы легко снять все подозрения, будто они обогащаются на нынешнем энергетическом кризисе.
Однако эта точка зрения в компаниях понимания не находит, и такая непрозрачность справедливо вызывает негодование. Первым позитивным шагом является судебный процесс в Гамбурге, в ходе которого судьи потребовали от поставщика газа Eon Hanse огласить цены, по которым он его получает.
Однако такую меру можно считать только первым шагом, поскольку большое значение для цены в Германии имеют, прежде всего, рыночные отношения. Сегодня потребители газа находятся в большой зависимости от местных монополистов, таких, как компания Gasag в Берлине. Возможности сменить поставщика, как это происходит в сфере телефонных услуг, на сегодняшний день не существует. Но справедливой является только реальная рыночная цена, а она формируется лишь при наличии настоящей конкуренции. Тогда нехорошее чувство, что отдельные компании могут обогащаться, исчезло бы само по себе.