БЕЙОНН, 15 сентября - Не каждый день в город рабочих, расположенный в штате Нью-Джерси, приезжает президент России. Он действительно посетил Бейонн и, стоя между грузовыми контейнерами на потрескавшемся асфальте, покрытом проросшей сквозь него травой, жал руку мэру города и говорил о единении России и Соединенных Штатов.
Российский лидер посетил город, чтобы принять участие в церемонии закладки памятника жертвам терактов 11 сентября 2001 года. Сначала памятник предложили установить в Джерси-Сити, но город от него отказался. Теперь он будет стоять в парке на месте бывшего Военного океанского терминала лицом к Нижнему Манхэттену.
'Этот памятник всегда будет ярким воплощением нашего единения, - говорил Владимир Путин через переводчика. - Это будет замечательный памятник'.
Насколько замечательный, еще предстоит выяснить.
Семидесятиоднолетний Зураб Церетели, создатель мемориала, представляющего собой 35-метровую бронзовую плиту с неровной трещиной и 13-метровой никелевой слезой, назвал его 'Посвящением борьбе с международным терроризмом' и намеревался передать в дар Соединенным Штатам.
Однако известно, что его произведения часто вызывают насмешки в России, а один критик назвал Церетели 'гением китча'.
Его 50-метровую статую Петра I, стоящего у штурвала корабля, власти были вынуждены убрать из Петербурга из-за возмущенных протестов жителей города.
По созданной им скульптурной композиции, посвященной 11 сентября, будет течь охлажденная вода, которая затем станет падать каплями, словно плачет и сама слеза. Имена всех погибших в тот день в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании, а также имена жертв теракта 1993 года во Всемирном торговом центре будут высечены на основании памятника. Власти заявили, что монумент будет открыт к 11 сентября следующего года.
В 2003 году власти Джерси-Сити одобрили памятник, но горожане были недовольны. Многие жители города считали, что в создании мемориала должны были участвовать местные скульпторы, другие выражали сомнения относительно эстетической ценности этого произведения.
После того, как самый горячий сторонник идеи мэр Джерси-Сити Глен Каннингем (Glenn D. Cunningham) умер, город отказался выделить место для установки памятника.
'Я прямо воспрял духом', - сказал в четверг перед началом церемонии Церетели.
Круглый как шар грузинский скульптор радостно улыбался, когда подписывал книги и беседовал с огромным количеством российских журналистов. Он сказал, что никакого шума вокруг памятника не было и что он сам 'решил найти для него новое место', т.к. кончина Каннигема очень омрачила этот проект.
Однако в одном из интервью новый мэр Джерси-Сити Джеремая Хили (Jerramiah T. Healy) не выразил сожаления по поводу переноса памятника: 'Если Бейонн хочет этот памятник, пожалуйста, - сказал он. - Я не очень разбираюсь в искусстве, но то, что я видел, показалось мне слишком громоздким. Мне бы не хотелось, чтобы он стоял у нас на набережной Гудзона'.
Окруженный большим количеством охранников, что было необычным зрелищем для такого города как Бейонн, Владимир Путин сказал: 'Мы не должны забывать, что за всем великолепием и величием таких памятников стоят люди. И они всегда будут жить не только в камне, но и в наших сердцах'.
Городские чиновники, в свою очередь, сказали, что они в восторге от идеи установить памятник. 'Лично я считаю, что это прекрасное произведение искусства', - сказал мэр Бейонна Джозеф Дориа-младший (Joseph V. Doria Jr.).
Что касается неоднозначных отзывов о произведениях Церители, то мэр отметил, что 'люди по-разному относятся к произведениям да Винчи, по-разному относятся к Мане, Моне и Джэксону Поллоку (Jackson Pollock)'.
До установки памятника на его месте будет лежать мемориальный камень.
Присутствовавший на церемонии житель Бейонна Боб Шайн (Bob Shine) поддержал мэра, сказав, что мемориал будет привлекать пассажиров кораблей, заходящих в гавань Нью-Йорка.
'Первым они увидят этот памятник, - сказал Боб. - Потом статую Свободы'.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Скульптор, которого россияне так страстно ненавидят ("Chicago Tribune", США)
Как де Голль стал 'страшилой' ("Le Figaro", Франция)
Памятник Церетели обретает новый дом ("The New York Times", США)
Увидишь такое - и вправду заплачешь ("The Times", Великобритания)
Признание российского искусства ("The Washington Post", США)
Церетели: О его искусстве спорят от Москвы до Гудзона ("The Washington Post", США)
Москва на Гудзоне. Скульптор Зураб ("The Globe And Mail", Канада)