Двадцать лет назад офицер КГБ, уличенный в религиозности, скорее всего, был бы уволен. Теперь, по мнению 'убежденного христианина' и лидера России Владимира Путина, религия 'занимает важное место' в России XXI века.
И, в частности, в российской разведке. Как бывший сотрудник КГБ, Путин обладает большим контролем над разведкой, чем любой лидер России после Иосифа Сталина. Одной из отличительных черт КГБ был его воинствующий атеизм. Однако в марте 2002 года ФСБ (путинская служба безопасности и контрразведки), наконец, обрела Бога.
Блестящий молодой исследователь современной России Джули Элкнер (Julie Elkner) стала первым западным ученым, обнаружившим, что восстановленная православная церковь в центре Москвы была освящена патриархом Алексием II в качестве приходской церкви ФСБ для удовлетворения духовных потребностей ее сотрудников, находившихся ранее в небрежении. Директор ФСБ Николай Патрушев и патриарх совершили мистическое обручение Православной Церкви и государственного аппарата безопасности путем торжественного обмена подарками. Патрушев вручил патриарху символический золотой ключ от церкви и икону св. Алексия, митрополита московского, а патриарх преподнес директору ФСБ иконы Матери Божией и св. Николая, небесного покровителя Патрушева. Хотя ФСБ, конечно же, не стала первой в мире разведывательной службой, в которой работают исключительно или главным образом православные христиане - в прошлом и настоящем в православие обратился ряд российских разведчиков, среди них Николай Леонов, полвека назад предупредивший КГБ о революционном потенциале Фиделя Кастро (Fidel Castro).
Как показала Элкнер, в ФСБ "духовность" становится все более распространенной темой. Бывший глава Центра общественных связей ФСБ Василий Ставицкий опубликовал несколько томов стихов явно 'духовной' направленности, среди них книгу 'Тайны души' и сборник 'духовно-патриотических' стихов для детей 'Зажги, мама, свечку'.