Самоубийственная энергия, с которой вчерашняя "единая команда" власти сожгла все мосты между собой, поражает наблюдателей и в Украине, и за границей. Лидеры мирной революции, которая меньше года назад поразила мир, оказались несостоятельными оформить мирный "цивилизованный развод" в условиях, когда дальнейшее сотрудничество оказалось проблематичным.
Избрав именно такой сценарий (или подвергшись обстоятельствам, которые обусловили данный сценарий) и Ющенко, и Тимошенко удостоверили свою незрелость как государственные деятели.
Тимошенко - так как проявила готовность не останавливаться перед угрозой делегитимизации всей прошлогодней победы помаранчевой коалиции. Никто не поверит в "случайность совпадения" отставки правительства со сливом информации о взносе Березовского в финансирование кампании Ющенко.
Ющенко - так как не смог удержаться в роли "арбитра выше столкновения" и позволил втянуть себя в конфликт на стороне одной из его сторон. Поскольку солидаризация президента с обвиненными в коррупции чиновниками вместе с вытягиванием из-под ковра темы ЕЭСУ - самый неудачный публичный ход Ющенко за всю его карьеру.
Надеемся, что фраза президента, сказанная в США, относительно обычности данной отставки правительства и отсутствия политического кризиса в Украине, является риторическим ходом для успокоения аудитории. А сам Ющенко понимает неординарность ситуации как для него лично, так и для страны.
Президент де-факто попал в ситуацию, которая, если бы случилась в любой стране с развитой демократией, стоила бы ему должности. Напомним, что причиной импичмента президента Литвы Паксаса в 2004 году стали не опровергнутые предположения относительно финансирования его кампании некоторыми гражданами России.
Итак, Ющенко останется при власти потому, что те преобразования в направлении евростандартов, ради которых Майдан привел его к власти, еще не состоялись. Но состоятся ли они теперь?
А пока что в стране нет легитимного правительства, тогда как легитимность президента поставлена под сомнение. Мало для того, чтобы считать это политическим кризисом?
Что же, продолжение непременно будет. Относительно самого президента, ждать его следует в плоскости развития двух тем: финансовой (платежки Березовского - не последний аргумент в деле) и темы с отравлением президента. Парадоксальная пассивность правоохранительных органов в последнем деле уже создала почву для версий, в сравнении с которыми прошлогодние пассажи Киселева на ICTV будут казаться цветочками.
В связи с этим удивляет недостаток интереса компетентных органов и медиа к активизации деятельности в Украине гражданина России, директора Института национальной стратегии (ИНС) Станислава Белковского, регулярное присутствие которого в Киеве на протяжении последних недель очень напоминает присутствие другого русского политтехнолога - Глеба Павловского - во время прошлогодних выборов.
Как известно, Белковский и Павловский - давние конкуренты за влияние на формирование украинской политики России. Но если Павловский - советник нынешнего хозяина Кремля, то Белковский стремится выступить одним из "конструкторов" пост-путинской России - в ее консервативно-реваншистской версии по плану именно Березовского.
Благодаря лояльному, даже публично-благосклонному отношению Белковского к Ющенко и его прошлогодней победе, кое-кто здесь даже склонен считать его другом демократической Украины. Однако в отличие от демонстративного "контр-революционного" шарлатанства Павловского, деятельность Белковского в Украине более многосложная и утонченная. Чего, кстати, не скажешь о его же деятельности в Молдове, где филиал его института занимается откровенной подрывной работой, занимаясь идеологическим и организационным обслуживанием тираспольского сепаратистского режима.
В отличие от Молдовы, где делами Белковского руководит подозреваемый в многочисленных преступлениях кадровый русский спецслужбист Дмитрий Соин, в Украине филиалом ИНС опекается респектабельный аналитик из бывшего круга Януковича Константин Бондаренко. Что, между тем, не меняет сути концептуального подхода Белковского к Украине.
Если у кого есть сомнения относительно программных целей ИНС относительно Украины, предлагаем обратить внимание на оглашенный недавно этим институтом проект новой Конституции России, одной из изюминок которой является фактический отказ от признания независимости пост-советских стран через введение конституционного термина "историческая территория России".
В отличие от вчерашних апологетов Януковича, которые подталкивают руководство России к продолжению поддержки Партии регионов, Белковский будет предлагать поставить на Тимошенко как на фигуру, которая:
а) не верит ни в какую идеологию, а потому примет ту, которая удобна с точки зрения получения власти,
б) после того, как полностью сожгла мосты с Ющенко, создаст после победы на парламентских выборах коалицией с вчерашней властью с целью формирования правительства пророссийской направленности на условиях гарантирования ей поста премьера,
в) неуклонно будет работать на снижение как общественной, так и юридической легитимности президента Ющенко, с целью принудить его к отставке с дальнейшим баллотированием на этот пост.
Этот сценарий, вместе с братской помощью из организации экономического кризиса может стать блестящим проектом дискредитации Помаранчевой революции в частности и демократической волны на постсоветском пространстве вообще. Если наши предположения относительно сотрудничества Белковского и Тимошенко подтвердятся, то сценарий делегитимизации победы Ющенко будет ведущим оружием "новой оппозиции" во главе с Тимошенко.
В нынешней ситуации с президентом поражает его одиночество. Ющенко практически остался один. Из блестящей команды Майдана рядом с ним ныне из нескомпрометированных политиков - Рыбачук, Тарасюк и Луценко, да еще пара-тройка людей. . .
Безусловно, президент несет персональную ответственность за собственное политическое одиночество, проявлением которого стали попытки искать союзников в рядах вчерашних оппонентов. Но такое одиночество может быть использовано как инструмент разрушения не только помаранчевой победы, но и стабильности институтов государства вообще.