Семь лет назад Россия объявила дефолт по своим внешним обязательствам. Последствия этого шага могли быть настолько опасными, что в игру вынуждена была вступить Федеральная резервная система США, которая привлекла для подъема рынка ресурсы банков и профинансировала создание огромного инвестиционного фонда. В прошлом году, после того, как российские власти фактически секвестировали активы "ЮКОСа", российской нефтяной компании, лидировавшей как по объемам добычи, так и по присутствию в инвестиционных портфелях западных инвесторов, менеджеры этого фонда заключили, что правительству Владимира Путина нельзя доверять, и вынесли решение призвать к финансовому бойкоту.
В то время банки со всех сторон слышали упреки за уход с российского рынка, но международный банкир не выдерживает конкуренции, если его главный мотив не прагматический. Как только цена на нефть удвоилась в течение полутора лет, а ситуация на Ближнем Востоке стала еще менее стабильной, чем раньше, сливки банковского сообщества США и еврозоны прямо-таки в очередь выстроились, чтобы открывать беспрецедентные кредиты российскому государству и подконтрольным ему нефтяным и газовым компаниям.
Сперва Путин получил от них 4,2 миллиарда фунтов на покупку дополнительно 10 процентов акций 'Газпрома', после чего контроль над указанной нефтегазовой группой перешел к государству. Затем они согласились выделить еще 6,7 миллиарда фунтов, чтобы профинансировать приобретение 'Газпромом' той самой 'Сибнефти', которую Роману Абрамовичу не без труда и затрат удалось вырвать из слияния с 'врагом народа' "ЮКОСом". Видимо, в Кремле считают, что закачивание миллионных состояний в футбольный клуб 'Челси' - явление гораздо менее вредное, нежели появление в стране частного нефтяного гиганта.
Банки от этих сделок имеют тройную выгоду. Во-первых, они получают гораздо большие проценты, чем если бы деньги вкладывались, к примеру, в ВР или в бумаги американского казначейства. Во-вторых, залежи нефти и газа - лучшее обеспечение на свете, с которым большинство средств, взятых взаймы самими банками, можно рефинансировать на рынках ссудного капитала. В-третьих, в России есть и еще отрасли, в которых можно получить высокий процент, но для доступа к ним банк должен быть 'в обойме'. Капитальные расходы одного только 'Газпрома' в этом году, по прогнозам, вырастут до 4,8 миллиарда фунтов. В эту цифру будет входить и подготовительный этап работ по газопроводу стоимостью 2,2 миллиарда фунтов, который, в свою очередь - лишь небольшая часть гигантского проекта по сжижению добываемого на российском арктическом шельфе газа и его поставке на рынок Соединенных Штатов.
В общем, хотя банкиры уже обожглись дважды, их все равно не остановить. Правда, в некоторых учреждениях Сити менеджеры уже давно могут томами издавать 'финансовые сказки народов Латинской Америки' - сказки о бесчисленных кредитных бумах и бесчисленных же дефолтах, неизмеримых потерях и глубочайших долговых кризисах. Но Россия - это другой разговор. Россия - это всегда другой разговор.