ПАРИЖ, 19 сентября - После выборов в Германии, не давших ни одной из партий решительного преимущества, перед Европой, и без того ослабленной провалом проекта своей единой конституции, встает еще более серьезная проблема.
- Будто снова настало 29 мая, - говорит Доминик Муази (Dominique Moisi), один из влиятельных экспертов Французского института международных отношений (French Institute for International Relations). Он вспоминает день, когда Франция отвергла проект конституции Европейского Союза, остановив тем самым полувековое движение к строительству единой Европы. Сегодня и Германия, и Франция - две основные движущие силы ЕС - больше озабочены внутриполитическими проблемами и явно не смогут стать лидерами, способными вдохнуть новую энергию в европейский блок.
После того, как предпочтения германских избирателей столь резко разделились, новое коалиционное правительство может оказаться неспособно на решительные действия, а Франция сбавила ход еще с мая, когда действующий президент Жак Ширак практически отошел в тень, а звездами политической сцены стали различные фигуры, в которых видят его возможных преемников.
Конечно, о том, каков будет практический результат выборов в Германии, говорить пока рано. Однако все в Европе внимательно анализируют, почему преимущество консерваторов во главе с Ангелой Меркель (Angela Merkel) над нынешним канцлером Герхардом Шредером оказалось таким неожиданно малым.
Пока Германия будет решать, кто в стране хозяин, колеса Европы будут в лучшем случае вращаться на холостом ходу. Однако некоторые комментаторы уже сейчас говорят о том, что об осуществлении самого амбициозного европейского проекта - союза, выступающего с единых позиций на внешнеполитической арене и поддерживаемого военной силой, существующей вне рамок НАТО - пока можно забыть.
- Теперь громоздкая структура Европы становится размытой и ориентированной на обсуждение внутренних, а не мировых проблем, - считает Анн-Мари Ле Глоаннек (Anne-Marie Le Gloannec), специалист по проблемам Европы из французского Центра международных исследований и проектов (Center for International Studies and Research).
На этом фоне блекнут и надежды на то, что идею конституции единой Европы еще удастся спасти. Сложнейший проект по объединению всех соглашений, организующих деятельность Европейского Союза, в единый документ, споткнулся об отрицательную позицию французских избирателей. В правительстве Шредера принципиально поддержали идею написания более короткой и простой конституции, но эта мысль, как и многие другие, пока так мыслью и остается.
- По многим вопросам Германия не будет в состоянии взять на себя роль лидера, - полагает Анн-Мари Ле Глоаннек.
По словам Доминика Муази, Соединенным Штатам плавание в мутных водах нынешней европейской политики вряд ли придется по вкусу, поскольку сейчас им как никогда нужен надежный союзник, чтобы уверенно выглядеть рядом со все более деспотической Россией, все более агрессивным Китаем и упрямым Ираном. В частности, странам Европы принадлежала центральная роль в убеждении иранского руководства отказаться от технологий обогащения урана, относительно которых по обе стороны Атлантики есть опасения, что они могут быть использованы для производства ядерного оружия.
Проблемы ждут Европу и на экономическом фронте. Конечно, возможность проведения преобразований в немецкой экономике никуда не делась, однако многие европейцы надеялись как раз на то, что в случае явного перевеса консерваторов на выборах Меркель начнет немедля проводить в жизнь свои амбициозные планы, ориентированные на интересы делового сообщества, чем даст дополнительный импульс давно назревшей экономической реструктуризации всего европейского континента.
- Значение [исхода выборов] понятно уже сейчас: Германия привязывается к экономической модели, основанной на социальных гарантиях, - считает Гийом Клосса (Guillaume Klossa), преподаватель экономики европейских стран французской Высшей школы торговли (Ecole des Hautes Etudes Commerciales), одного из ведущих экономических учебных заведений в Европе, - Это замедлит реформы и во Франции.
Если у других европейских стран с 'социальной экономикой' не будет конкурента в лице Германии, по объему экономики занимающей первое место в регионе, их тоже может поразить инерция. Кроме того, отсутствие у Европы внятного лидера, скорее всего, не даст нормально провести переговоры о вступлении Турции в Европейский Союз, назначенные на 3 октября. Дело в том, что вступление Турции в Союз поддерживает Шредер и не поддерживает Меркель. А без ясной позиции Германии, считают эксперты, сторонам вряд ли удастся до чего-нибудь договориться.