Новый представитель Российской Федерации в Испании - одно из доверенных лиц правительства Владимира Путина. И недаром, ведь Александр Кузнецов на протяжении четырех лет являлся руководителем Департамента внешнеполитического планирования МИД.
- В перспективе прошедших почти 15 лет с момента распада Советского Союза и при сегодняшней ситуации на международной арене - в Ираке, Афганистане - не кажется ли Вам, что нынешний однополярный мир стал менее надежен, чем раньше? Не кажется ли Вам, что, если бы Советский Союз по-прежнему существовал, этих двух кризисов не произошло бы?
- Не будем возвращаться к прошлому. Мы живем в новом мире, который, благодаря технической революции и экономической глобализации, полон больших возможностей. Но этот мир также полон и угроз, которые, возможно, впервые в Истории, стали общими для всех. Примером тому служит международный терроризм - феномен, угрожающий безопасности всех государств и любого человека.
- В этом отношении, считаете ли Вы, что существует задевающая Россию политика двойных стандартов?
- В некоторых средствах массовой информации и в некоторых политических заявлениях чеченские террористы представляются как нечто, отличное от Аль-Каиды. Между тем, существуют свидетельства, указывающие, что эти террористы проходят обучение за пределами нашей страны. Мы не можем согласиться с подобной (политикой) двойных стандартов и различением. Так же неправомерно находить политическое оправдание их действиям.
- Какова позиция Кремля в отношении Тегерана, упорствующего в продолжении своей деятельности, связанной с обогащенным ураном?
- Во-первых, необходимо укреплять режим Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), во-вторых, страны, подписавшие его, имеют право развивать свои программы ядерной энергии, направленной на мирные цели. Наше сотрудничество в строительство АЭС в Бушере, включая поставку ядерного топлива, является абсолютно прозрачным для международного сообщества. Это соответствует интересам Ирана продолжать добровольный мораторий на обогащение урана. Однако, мы не считаем, что ситуация необратима, и необходимо продолжать дипломатические усилия по нахождению приемлемого решения. Нельзя принимать поспешные меры, которые могут спровоцировать международный кризис.
- Как Вы считаете, нужна ли Белоруссии революция, подобная украинской или киргизской?
- Мы не верим в возможность экспорта демократии либо революции, потому как у нас уже был крайне негативный исторический опыт экспортной революции. Попытки навязать политическую систему государству со своими традициями и самобытностью не только бесплодны, но и контрпродуктивны. Они могут спровоцировать дестабилизацию, конфликты. Демократия должна созреть на собственной почве. Исторический опыт, включая испанский, показывает, что строительством крепких демократических институтов должен заниматься сам народ.
- Журналисты аудио-визуальных средств массовой информации России говорят о недостаточной свободе прессы в вашей стране. Каково Ваше мнение?
- В 90-е годы так называемые олигархи скупали СМИ для продвижения своих идей или интересов в системе, где конституция гарантировала все свободы, но не было крепкой экономической базы. Сегодня мы возвращаемся в нормальное состояние, хотя это не означает, что у нас нет проблем и сложностей в нахождении такого 'modus operandi' ('образа действия') СМИ, который соответствовал бы современному демократическому государству. Однако, очевидно, что уровень свободы прессы в России не сравним с ситуацией 20-летней давности.
- Каков итог 'саммита тысячелетия' ООН? Не считаете ли Вы, подобно Кофи Аннану (Kofi Annan), что встреча стала разочаровывающей, так как не были рассмотрены необходимые реформы?
- ООН необходимо приспосабливаться к новой действительности. Однако мы считаем, что этот процесс должен быть конструктивным. Реформа должна объединять, а не разобщать международное сообщество. Это особенно важно в ситуации, когда мы сталкиваемся с угрозой международного терроризма, который, подобно в свое время нацистам, бросает вызов ценностям цивилизованного мира.
- Основой своей внешней политики Россия считает принцип мультилатерализма, соблюдения которого не было в ситуации с Ираком. . .
- Нынешняя ситуация в Ираке угрожает всему международному сообществу, и выход из нее нам необходимо искать коллективно. Существует ряд резолюций Совета Безопасности ООН, устанавливающих основы и пути решения (ситуации). Это поле для совместных действий, потому что Ирак нестабильный, Ирак - рассадник международного терроризма, представляет собой опасность для всего мира.
- Не думаете ли Вы, что в нынешнем контексте американским войскам было бы лучше покинуть Ирак?
- Основная проблема заключается в том, чтобы помочь иракскому народу дать толчок политическому процессу, чтобы люди смогли взять на себя ответственность в определении своей судьбы, включая (решение) проблемы безопасности. Это парадокс, что настолько богатая нефтью страна не может использовать свои ресурсы из-за той обстановки насилия, что мешает другим странам сотрудничать с Ираком. Россия, например, простила Ираку весь внешний долг Советскому Союзу в размере 8 миллиардов долларов.
- Проживающее в Латвии русскоязычное меньшинство жалуется на проблемы при натурализации, и эта ситуация известна Европейской Комиссии.
- Совсем недавно Латвия ратифицировала европейскую Конвенцию о защите национальных меньшинств, но сделала это крайне необычно, исключив из числа (этих меньшинств) около полумиллиона человек, имеющих весьма странный статус внутри ЕС - негражданин. . . По нашему мнению, подобная ситуация ненормальна.
- Россия была готова разрешить свои территориальные споры с Эстонией: какова причина того, что вы в последний момент решили дать задний ход?
- Мы подписали соглашение с Эстонией, и обратились к эстонцам с просьбой - а они взяли на себя обязательства, - что в момент ратификации больше не будет никаких политических или юридических заявлений, которые могли бы помешать вступлению в силу этого договора. . . Но этого не произошло. Если мы полностью одержимы прошлым, движения вперед не получится.