Воскресные выборы в Национальную ассамблею и провинциальные советы Афганистана дали новое подтверждение веры - и даже уверенности администрации Буша в Вашингтоне, - в то, что народы исламского мира обратятся к демократии, если им предоставить шанс для этого. Голосование и последовавшие за ними события стали серьезным испытанием для 190 австралийских спецназовцев, недавно прибывших на кишащий повстанцами юг истерзанной страны. Австралийцы вновь взяли на себя функцию, которую - возможно, преждевременно - снял с себя в декабре 2002 года предыдущий контингент. Сейчас, в силу необходимости, новый начинает с нуля.
Предвыборная кампания и сам день выборов привели к учащению молниеносных атак бывших боевиков Талибана и прибывших из-за рубежа джихадистов, а также - порой успешных - попыток убийств кандидатов и должностных лиц. Поступающие с места событий сообщения корреспондента "Геральд" Пола Макгеу показывают, что, несмотря на успехи американских и правительственных афганских войск, безопасность по обе стороны границы с Пакистаном является не более чем мифом, а партизанская тактика, сделавшая выводы из полученных в Ираке уроков, стала более изощренной.
Но, несмотря на это, голосование прошло удивительно гладко, повторяя опыт президентских выборов в Афганистане в прошлом октябре и недавних выборов в Палестине, Ливане и Ираке. Оптимизм США в значительной степени оказался обоснованным. Учитывая присущие Афганистану проблемы в области логистики и безопасности, это - замечательное достижение. Не говоря уже об угрозе срыва в результате террора со стороны повстанцев, необходимая базовая инфраструктура в этой стране отсутствует в такой степени, что бюллетени приходилось доставлять по жуткой местности на ослах или верблюдах. Консервативные муллы и вожди племен пытались накануне выборов запугать кандидатов - особенно претендующих на 68 зарезервированных для женщин мест в ассамблее. Некоторые бывшие руководители Талибана были исключены из списка кандидатов, однако другие остались в нем.
Но вот проблема. Предотвращение бойни и обеспечение достаточно высокой явки избирателей были легким делом. И обладающие мудростью пока воздержатся от суждения относительно полезности этого последнего предприятия в области демократии. Результаты выборов во временные органы власти не будут оглашены до 10 октября. Учитывая, что кандидаты выступали в качестве независимых претендентов, а не как представители политических партий, после этого потребуется некоторое время, чтобы понять, как в новой ассамблее легли карты, и кто контролирует ситуацию (если ее вообще хоть кто-то контролирует). Не приведет ли парламент единоличников к некоей институционализированной анархии? Или - что тоже возможно ввиду роли племенных вождей в отборе кандидатов и влияния первых на голосование, - не станет ли новая ассамблея всего лишь зеркалом этнических, региональных и племенных разделений, которые так долго делали Афганистан неуправляемым?