Москва, 20 сентября 2005 года. Первый судебный процесс над участниками майского восстания в городе Андижан, расположенном в восточной части Узбекистана, должен начаться сегодня, в условиях продолжающихся споров относительно того, сколько именно человек погибли во время волнений, и не несет ли правительство Узбекистана ответственность за сотни убитых людей.
Первый заместитель Генерального прокурора Узбекистана генерал Анвар Набиев назвал в качестве обвиняемых по этому делу 15 человек. Им предъявлены, в том числе, обвинения в убийстве, захвате заложников, попытке свержения правительства, побеге из тюрьмы и членстве в запрещенных экстремистских организациях, сказал Набиев, согласно сообщению российского агентства новостей ИТАР-ТАСС.
Были арестованы еще 106 человек, но 50 из них "раскаялись в содеянном" и были отпущены под подписку о невыезде, сказал Набиев.
Нью-йоркская правозащитная организация "Human Rights Watch" в опубликованном в понедельник докладе обвинила узбекские власти в проведении массовых репрессивных акций и в попытке скрыть правду о насилии. Арестованных по Андижанскому делу принуждают к даче ложных показаний, подтверждающих правительственную версию событий, сказано в этом докладе.
Узбекское правительство назвало число погибших в результате майского восстания - 187 человек - и заявило, что 97 из них якобы являются боевиками, около 35 человек - милиционерами и солдатами, а примерно 60 человек - мирными гражданами. Было заявлено, что все гражданские лица были убиты боевиками, а не правительственными силами.
Однако правозащитные организации сообщили о сотнях погибших, при этом их оценки варьируют от 300 до 700 человек. Эти организации обвиняют правительство в том, что большую часть жертв составляют невооруженные демонстранты, которые были убиты при проведении карательных операций, положивших конец целому дню протестов. Правительство президента Ислама Каримова отвергло просьбы о международном расследовании событий в Андижане.
В докладе парламенту в этом месяце следователи описывали восстание в Андижане как "тщательно спланированную акцию разрушительных внешних сил". Оппозиционная партия "Свободные дехкане" назвала этот доклад "примитивной ложью", основанной на лживых признаниях, которые были выбиты из арестованных.
Администрация Буша (George W. Bush) до недавних, по крайней мере, пор считала эту страну с населением 26 млн. человек своим важным союзником. Соединенные Штаты с 2001 года имеют на территории Узбекистана свою авиабазу для поддержки военных операций и операций по оказанию гуманитарной помощи в соседнем Афганистане. В июле с.г. Узбекистан предупредил, что Соединенные Штаты должны закрыть эту авиабазу в начале следующего года.
Многие из основополагающих фактов восстания признаны как узбекским правительством, так и его критиками. Столкновения начались перед рассветом 13 мая, когда вооруженные люди осуществили ряд нападений сначала на отделения милиции и воинские части, где они захватили дополнительное оружие. Дальше повстанцы пошли к тюрьме и освободили многих заключенных, в частности, группу мусульманских бизнесменов, которые ожидали суда по обвинениям в религиозном экстремизме - плохо сформулированное преступление в Узбекистане, где 88% населения составляют мусульмане.
Вооруженные люди захватили правительственное здание на площади Бабур в Андижане, где взяли заложников. Позднее в тот день тысячи местных жителей устремились на площадь, которая гудела от антиправительственных речей. В конце дня протесты были подавлены войсками и милицией.
Но во всем остальном версия правительства резко контрастирует с версиями правозащитных организаций и западной прессы.
Местные правозащитники и находившиеся в Андижане журналисты в общем случае говорят, что большинство демонстрантов были безоружными и погибли от огня сил безопасности на площади и на прилегающих к ней улицах. Они описывают штурм тюрьмы как местный взрыв негодования, спровоцированный недовольством родственников, друзей и коллег арестованных бизнесменов, которые считали, что их арестовали несправедливо.
Власти не только отрицают, что силы безопасности стреляли по безоружным гражданским людям, но также утверждают, что это восстание было давно спланированным террористическим нападением, которое готовилось на базах соседнего Киргизстана.
"Экстремистские силы, фактически, открыто тренировались на киргизской территории и затем были использованы для нападения на соседнюю страну, Узбекистан", - сказал Набиев в четверг, согласно сообщению российского агентства новостей "Interfax".
Вячеслав Хан, заместитель секретаря Совета безопасности Киргизстана, сказал в пятницу, что обвинения Набиева являются "абсолютно беспочвенными".
В опубликованном в понедельник докладе "Human Rights Watch" сказано, что "на арестованных по Андижанскому делу оказывалось силовое давление с целью принуждения к даче показаний, которые правительство использует для переписывания истории того, что случилось 13 мая".
"Милиция задерживала, жестоко избивала и угрожала людям, требуя подписать ложные признания в принадлежности к экстремистским религиозным организациям и в ношении оружия на демонстрации 13 мая, дать ложные показания против других участвовавших в демонстрации лиц, обвинить других в насильственных действиях или заявить, что они были свидетелями насилия со стороны демонстрантов", - сказано в докладе.
Отчеты об избиениях с целью получения признательных показаний дали те подозреваемые, которых задержали, а потом отпустили, сказано в докладе. Для того чтобы защитить от мести лиц, давших интервью, в докладе не были названы их имена.
"Следователи были пьяны и без рубашек. Они заводили нас одного за другим в помещение и спрашивали 'Где ты спрятал свое оружие? Пока ты здесь сидел, мы опросили твоих соседей, и они нам сказали, что у тебя было оружие', - приводится в докладе рассказ одного из арестованных. - Они поставили меня к стене в распластанном положении и стали наносить удары по рукам, по ногам и по гениталиям. Неважно, говорил ты что-нибудь или нет, избиение продолжалось. Они не обращали внимания ни на какие мольбы о пощаде".