Полные драматических событий выборы в Германии позади, и многим придется взять свои слова назад. Это касается не только иностранных руководителей и политиков (в том числе и английского премьера Тони Блэра (Tony Blair)), которые поспешили списать канцлера Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) со счетов. Возможно, Шредер не победит на выборах, но его предвыборная деятельность говорит о том, что без него не обойтись. Некоторым политическим лидерам Германии теперь придется смягчить свою позицию, если из противостояния выборного дня родится какое-нибудь коалиционное правительство.
Плохо то, что Бундестаг будет еще менее дееспособным, чем это предполагалось в самых пессимистичных прогнозах. Ни оппозиционный 'Христианско-демократический союз', ни правящая 'Социал-демократическая партия' Шредера, ни, как минимум, три партии меньшинства для баланса, которые будут представлены в парламенте, не будут иметь абсолютного большинства. Партии, которые были ярыми противниками на выборах, будут вынуждены сотрудничать.
Однако у Германии самый богатый в Европе опыт создания коалиций, как на уровне федеральных земель, так и на государственном уровне. Выработка общей программы и преодоление глубоких партийных разногласий - это хорошо отработанный процесс. Тем не менее, на этот раз процесс будет сложнее, и потребуется, по крайней мере, 30 дней, прежде чем Бундестаг сможет возобновить работу.
Как лидеру самой крупной партии Меркель следует дать возможность первой сформировать правительство. Ни ей, ни Шредеру не нравится идея объединения их партий в 'великую коалицию', а Шредер исключает возможность создания коалиции во главе с Меркель. В таком случае он, безусловно, уже не будет лидером СДПГ.
Нельзя исключать возможность возникновения альянса ХДС (в том числе его баварских союзников), либеральной 'Партии свободных демократов' и Партии 'зеленых'. Эти политические группы сильно расходятся в вопросах промышленной политики, но все они нацелены на проведение налоговой реформы. В отличие от СПДГ, 'зеленые' не связаны с профсоюзами, а поэтому более лояльно относятся к проведению реформы рынка труда. Однако лидер 'зеленых' Йошка Фишер (Joschka Fischer) говорит, что не станет членом такой коалиции.
С другой стороны, работа так называемой 'светофорной' красно-зелено-желтой коалиции СДПГ, 'зеленых' и 'Партии свободных демократов' будет парализована из-за обвинений либералов в том, что те не боролись на выборах (но заручились поддержкой еще десяти процентов избирателей) и не добились победы красно-зеленого союза Шредера. Таким образом, мы возвращаемся к идее создания великой коалиции, но не с Меркель или Шредером в качестве лидера.
Сокращение безработицы, ускорение экономического роста, уменьшение дефицита бюджета, реформа налогообложения, рынка труда, пенсионной системы и системы здравоохранения являются ключевыми пунктами программы любой партии. Вопрос в том, как эти вопросы будут решаться, а не будут ли они решаться вообще. При 'великой коалиции' эти реформы были бы менее радикальны, чем бы хотелось деловому сообществу страны. Имея большинство в парламенте, такая коалиция осуществляла бы, пусть, ограниченную, но, во всяком случае, более реалистичную программу.
Расхождения в вопросах внешней политики, например, между ХДС и СДПГ по принятию Турции в состав Евросоюза, а также их конфликт из-за войны в Ираке и отношений с Соединенными Штатами не будут иметь принципиального значения. Добиться роста национальной экономики - вот что имеет большое значение и не только для Германии, но и для ЕС в целом. Именно с этой точки зрения будет оцениваться деятельность любого политического альянса.