Мало кто относился к Дональду Туску (Donald Tusk) серьезно. Особенно публицисты и другие политики. Мнение о нем было примерно таким: исключительно симпатичный парень, но ему не хватает характера, харизмы и трудолюбия. Он служит всего лишь фоном для Яна Рокиты (Jan Rokita). И именно политик из Кракова является настоящим лидером Гражданской платформы (РО). Однако, Туск доказал всем нам, что мы его не знали и не оценили его карьеру в подлинно американском стиле.
Туск родился в типичной рабочей семье гданьских кашубов. Оба деда, польские железнодорожники в вольном городе Гданьске, во время войны прошли через концентрационные лагеря. Его отец был столяром - он умер, когда Дональд заканчивал среднюю школу. Мама всю жизнь работала в больнице. Туск родом из самой обычной польской семьи, в которой он был первым, кто получил высшее образование. Он не мог рассчитывать на связи, какие были у отцов, например, Влодзимежа Чимошевича (офицер военной контрразведки) или Марека Боровского (главный редактор газеты Zycie Warszawy до 1951 г.). А теперь Туск может стать президентом, выиграв выборы уже в первом туре.
Номер два
Во времена AWS (коалиция 'Избирательная акция Солидарность') Туск был вице-маршалом Сената. Те, кто заходил к нему в кабинет, отмечали, что он излучает чувство отказа от амбиций. Разговоры с вице-маршалом напоминали общение с пенсионером - а ему было всего лишь сорок. С тех пор, как Туск оказался в Союзе свободы (Unia Wolnosci), он ограничивал свои амбиции и соглашался на роль человека номер два. А то и ниже. Сначала он состоял при Тадеуше Мазовецком (Tadeusz Mazowiecki), потом при Лешеке Бальцеровиче (Leszek Balcerowicz).
Своей деятельностью в Союзе свободы он сегодня не хочет хвастаться, потому что и не чем. Либералы имели там небольшой вес, равно, как и их лидер. Тогда Туск был слишком слабым, чтобы вступить в открытое противостояние с тузами Союза: Мазовецким, Геремеком (Geremek), Литыньским (Litynski) и Фрасынюком (Frasyniuk). Впрочем, коллеги не считали равноправными партнерами того, кто не принадлежал к элите. Либералы обрели второе дыхание лишь при Бальцеровиче, но и тогда они были, скорее, его лейб-гвардией, чем самостоятельной силой.
Даже когда Туск создал Гражданскую платформу, он охотно делился ответственностью - и обязанностями - с другими. Сначала с Мачеем Плажиньским (Maciej Plazynski) и Анджеем Олеховским (Andrzej Olechowski), потом - с Яном Марией Рокитой (Jan Maria Rokita) и Зытой Гилевской (Zyta Gilowska). Будучи лидером этого круга, он не смог превратить клуб по интересам в профессиональную политическую структуру. Гораздо лучше это получалось, например, у Павла Пискорского (Pawel Piskorski), который чуть не сверг Туска с престола.
Лидер пробуждается
Еще весной 2005 года лидер РО экуменически провозглашал, что готов отказаться от старта в президентской гонке и уступить место Леху Качиньскому (Lech Kaczynski). Так говорит не государственный деятель, а человек, который способен ограничить свои стремления. Казалось, что с правой стороны политической сцены значение будет иметь только один человек - шериф из Варшавы Лех Качиньский. Туск - хотя в конце концов и пошел на выборы - выглядел негрозным кандидатом. Его кампания была чем-то вроде любезности, оказанной ему партией - раз Рокита станет премьером, то и Туска надо уважить. Теперь этот человек из аутсайдера превратился в верного фаворита.
В последние месяцы Туск, наконец, обрел силу и веру в себя. Он покончил со спокойной жизнью политического бонвивана. Теперь он бьет соперников тем, что когда-то было его ахиллесовой пятой - трудолюбием. Спит по несколько часов в сутки. Он перестал быть добряком, что всегда чувствовалось по его невинным голубым глазам. Оказалось, что Туск может быть безжалостным, просто жестоким - что он продемонстрировал, проведя чистку среди людей Рокиты в избирательных списках. Теперь ни у кого уже не осталось сомнений в том, кто настоящий лидер РО.
До сих пор казалось, что Туск и его круг - это орудия политического одиночки, каким является Ян Мария Рокита. Однако, Туск переменил роли. Если в двух важнейших креслах в государстве окажутся два лидера РО, то премьер Рокита должен будет помнить, что власть над душами в лагере победителей, а особенно, в парламентском клубе, принадлежит Туску, а не ему. Любая проба сил, подобная той, что имела место между Лешеком Миллером (Leszek Miller) и Александром Квасьневским (Aleksander Kwasniewski), должна принести поражение Роките.
Лидер молодых
Публицисты и социологи ломают голову над тем, как Туск умудрился оказаться в центре политической сцены, забрав себе голоса как правого, так и левого электората. Этот рискованный маневр мог для него плохо кончиться. И все же, казалось, что это будут очередные выборы, где произойдет конфронтация пост-августовской и постсоциалистической Польши. В поединке Качиньского с Чимошевичем для Туска не нашлось бы места. То, что усиление в центре принесло эффект, является плодом интуиции Туска. Он молниеносно воспользовался шансом, который дала реальность (преследования поляков в Белоруссии). Также он верно понял то, каким поляки хотят видеть не только главу государства, но и политику вообще. Подобную интуицию проявил в 1995 и 2000 гг. Квасьневский.
Лидер РО почувствовал, что пренебрежительная расслабленность, попросту переходящая в юношескую незрелость, может быть его политическим козырем. Туску удалось вывести политику за рамки чудовищной напыщенности, в которую ее увлек ультрасерьезный политический класс. Благодаря этому юношеству к Туску не относились серьезно. Теперь избиратели увидели в нем нечто новое и свежее.
Несколько месяцев назад на страницах журнала 'Wprost' я выдвинул тезис о том, что успеха в польской политике достигнет тот, кто сможет пробиться к молодежи. Именно это и сделал Туск.
Я готов биться о любой заклад, что огромное большинство избирателей моложе тридцати отдаст свой голос именно за кандидата РО. Ведь, хотя лидеру Платформы уже 48, из всех кандидатов он самый молодой духом. Веяния этой молодости ожидали больше, чем Четвертой Речи Посполитой. Интересно, что более десяти лет назад после правления Яна Кшиштофа Белецкого (Jan Krzysztof Bielecki) 'незрелость' либералов и самого Туска стала одной из причин поражения. Может, именно поэтому многолетний период спячки Туска как политика имел смысл? Может, такой лидер нужен только после пятнадцати лет свободы в Польше?
Нормальный парень, мой сосед
Избиратели охотно покупают естественность и простоту Туска. Тем, кто знает лидера РО, известно, что, несмотря на многолетнюю политическую карьеру, Туску не свойственны странности. Всего в жизни ему пришлось достичь собственным трудом, а это некоторым образом вынуждает к скромности и смирению. Он женился на третьем курсе и должен был содержать семью. Туски жили в маленькой комнатенке в Оливе (Oliwa), потом во Вжеще (Wrzeszcz) (пригороды Гданьска - прим. пер.).
За несколько дней до введения военного положения Малгожата Туск (Malgorzata Tusk) узнала, что она беременна. После 13 декабря оба потеряли работу, кроме того, им отказали в комнате, которую они снимали. С помощью друзей им удалось найти шестнадцатиметровую комнату в общежитии для ассистентов, потому что Малгожата устроилась в университетскую библиотеку. После отмены военного положения Туск трудился в норвежском городе Тромсе (Tromso). Там он был одновременно плотником, маляром и садовником.
Туск - нормальный. Эту нормальность подтверждают пророненные им несколько лет назад слова о кризисе брака, об угрозе алкоголизма. Теперь эта нормальность, вызывающая доверие, была использована в избирательной кампании. Так, как в США карьеру в шоу-бизнесе делают соседские девчонки, так и лидеру РО удалось убедить избирателей в своей аутентичности. Поэтому, каким-то странным образом, в устах Туска пропагандистский рассказ о потере работы не звучит искусственно, хотя так звучать он должен. Видать, парню по соседству поверить легче, чем его чванливым конкурентам.
Идол
Успех, которого Туск уже достиг, может многому научить поляков. Он проделал огромную работу над собой, превратившись в профессионального, работающего без продыха политика. Этот процесс - назовем его дональдизацией Туска - представляет собой позитивный пример для соотечественников. Лидер РО показал им не только то, как эффективно заниматься политикой, но и как преодолевать собственные слабости, как самосовершенствоваться для достижения успеха. До сих пор этому поляков учили идолы не из мира политики: спортсмены и поп-певцы. У Туска есть шанс изменить это. Он уже изменил. Не зря он оказался в первой десятке рейтинга 'Гданьчанин тысячелетия' - один из троих ныне живущих гданьчан, вместе с нобелевскими лауреатами Лехом Валенсой (Lech Walesa) и Гюнтером Грассом (Gunter Grass).