Ташкент, 21 сентября 2005 года. Западные группы содействия и журналисты, в том числе из английской вещательной корпорации "Би-Би-Си" (BBC), помогали исламистам в их попытке свергнуть правительство Узбекистана. С таким заявлением выступили вчера представители стороны обвинения на открытии судебных слушаний по делу 15 узбекских граждан, которых обвиняют в организации в мае с.г. восстания в городе Андижан.
Это обвинение было частью попытки представить массовую резню в расположенном на востоке страны Андижане, в которой, по свидетельству очевидцев, 13 мая и на следующий день узбекскими солдатами были застрелены не менее 500 демонстрантов, как предпринятый с иностранной помощью государственный переворот, который имел целью создание исламского халифата.
Заместитель Генерального прокурора Узбекистана генерал Анвар Набиев сказал, что стоявшие за восстанием "иностранные разрушительные силы" использовали так называемые правозащитные группы и иностранные СМИ, задачей которых являлось очернение действий узбекского правительства и содействие дестабилизации общества. Он заявил, что некоторые группы содействия были созданы с исключительной целью оказания помощи этим исламским экстремистам.
Команда из четырех представителей прокуратуры в синем обмундировании в течение 5 часов зачитывала обвинительное заключение, после чего обвиняемые, все хорошо одетые и откормленные, поднялись со скамеек в своей большой металлической клетке и заявили о признании ими своей вины по всем предъявленным обвинениям. Их защитники сохраняли молчание. Всем 15 обвиняемым грозит смертная казнь за совершение десятков преступлений, в числе которых убийство, попытка изменения конституционного порядка и попытка государственного переворота. Предстоит суд над еще 106 людьми.
Авторитарные режимы Средней Азии нередко возлагают вину за волнения в своих странах на исламский экстремизм и иностранные СМИ. Но узбекские прокуроры почти не упоминали о предшествовавшем массовым демонстрациям протеста и последующим репрессиям правительства вооруженном захвате тюрьмы, в ходе которого были убиты, вероятно, до 50 тюремных охранников.
Г-н Набиев заявил, что 15 обвиняемых имели отношение к исламскому движению "Акрамия" (Akramiya), которое выступает за успешный бизнес. Арест и освобождение путем захвата тюрьмы 23 членов этого движения положили начало восстанию в Андижане. Г-н Набиев сказал, что "Акрамия" имеет связи с фундаменталистами из организации "Хизб ут-Тахрир" (Hizb ut-Tahrir) и из Исламского движения Узбекистана (Islamic Movement of Uzbekistan), которые в Соединенных Штатах включены в "черный список" по причине их связей с "Аль-Каидой" (al-Qaida). По его словам, для финансирования восстания в Андижане ячейки "Акрамии" в российских городах Омск и Иваново прислали сумму, эквивалентную 200000 долл. США. "Хизб ут-Тахрир" подобные связи отрицает.
Представители прокуратуры не зашли настолько далеко, чтобы обвинить иностранные СМИ в соучастии в планировании восстания, однако высказали предположение, что их заранее поставили в известность о нем. Они сказали, что несколько иностранных журналистов в Андижане в день восстания были приглашены в захваченное боевиками правительственное здание, чтобы сообщить о мирном восстании. Опубликованный вчера доклад правозащитной организации "Human Rights Watch" содержит задокументированные факты продолжающихся много месяцев гонений против сотрудников иностранных СМИ и правозащитных организаций, которые рассказали миру о масштабах резни в Андижане.
Г-н Набиев особо выделил двух журналистов "Би-Би-Си": репортера "World Service" Дженни Нортон (Jenny Norton) - за то, что та заявила, что протесты в Андижане "имели беспрецедентные масштабы"; а также корреспондента "Russian Service" Валерия Панкрашина - за то, что тот сказал, что члены "Акрамии" являются бизнесменами, а не экстремистами. Галину Бухарбаеву, репортера "Institute for War and Peace Reporting", тоже частенько критиковали за аналогичные высказывания на программах "Си-Эн-Эн" (CNN) и в письменных сообщениях.
Г-н Набиев утверждал, что узбекский президент Ислам Каримов вел переговоры с организаторами восстания в течение 11 часов, но что их лидер, Кабул Парпиев, который пока не пойман, отказался от сделанного ему предложения безопасного прохода после разговора со своими руководителями в Афганистане. Когда войска приблизились к захваченному правительственному зданию, боевики начали убегать "прикрываясь заложниками как живыми щитами", добавил один прокурор.
"Они убили тех заложников, которые отказались им повиноваться", - сказал он. Он зачитал список жертв, повторяя линию правительства, что гражданские лица среди 187 погибших были застрелены боевиками выстрелами в спину. Очевидцы сообщили, что во второй половине дня солдаты открыли по демонстрантам беспорядочный огонь, а затем добили раненых выстрелами в голову.
Бывший посол Великобритании в Узбекистане Крейг Муррей (Craig Murray) сказал: "Это отвратительный показательный суд, более уместный в сталинской России, нежели сегодня в стране, где США и Великобритания все еще имеют посольства. В государстве, где заключенных в обычном порядке подвергают пыткам, иногда погружая в кипящую воду, признания вины ничего не стоят". Несмотря на признание вины, процесс в Верховном суде Узбекистана, как ожидается, продлится многие недели.
Мурад Батиор, чиновник, которого боевики взяли в заложники, сказал в кулуарах зала судебных заседаний, что он опознал двух обвиняемых: "Боевики мне сказали, что я работаю на государство и должен за это отвечать. На моих глазах они убили милиционера, выколов ему глаза".