Он сидит за решеткой московской тюрьмы 'Матросская Тишина', ему грозят девять лет заключения в колонии, если приговор не будет, как и ожидается, отменен в ходе рассмотрения кассации, перенесенного на четверг, но Михаил Ходорковский стал политиком. Ходорковский, прежде самый богатый человек России и глава нефтяного концерна ЮКОС, хочет объединить оппозицию и стать депутатом парламента. 4 декабря в московском избирательном округе 201 пройдут довыборы на одно вакантное место в Думе, нижней палате парламента. И на это место претендует Ходорковский.
'России необходима независимая, влиятельная оппозиция', - говорит Ходорковский в своем письменном интервью газете 'Die WELT'. Его избирательная кампания служит 'консолидации леволиберальных сил на социал-демократической платформе, заявляет самый известный российский заключенный в ответ на вопрос, какие цели он преследует своей избирательной кампанией помимо получения депутатского иммунитета. Он, мол, хочет доказать, что такой проект возможен и находит поддержку в обществе.
С понедельника началась регистрация кандидатов в Центральной избирательной комиссии. До тех пор, пока Московский городской суд не подтвердит в ходе рассмотрения кассационной жалобы приговор суда первой инстанции, в регистрации Ходорковскому в качестве кандидата отказано быть не может. Однако если приговор будет подтвержден еще до выборов, то из списков его снова вычеркнут. Адвокаты Ходорковского теперь пытаются снизить темпы судебной процедуры, заданные, очевидно, Кремлем. Роберт Амстердам (Robert Amsterdam), один из иностранных адвокатов, жалуется в интервью: 'То, как они это делают, противоречит всем принципам правового государства и даже идет вразрез с российским процессуальным кодексом'.
Первое слушание было перенесено во вторник, во второй раз, теперь уже на 22 сентября, так как Генрих Падва, единственный адвокат Ходорковского, назначенный для участия в слушаниях, попал ненадолго в больницу. Если процесс удастся затянуть до того времени, когда бывший глава ЮКОСа получит место в парламенте, он сначала обретет парламентский иммунитет. Однако лишь на время, пока парламентское большинство не лишит его этого иммунитета снова, что в связи с соотношением сил в Думе большой проблемы не составит. Согласно опросам, у миллиардера вполне неплохие шансы, так как довыборы проводятся в том районе города, где проживают, прежде всего, представители либеральной интеллигенции. Институт исследования общественного мнения 'Левада-Центр' получил результат, говорящий о том, что за Ходорковского отдадут голоса 28 процентов избирателей. Примерно столько же и у самых серьезных конкурентов. Очевидно, с тем, чтобы дезавуировать Ходорковского, в списке кандидатов появились, между тем, имена еще шести заключенных, которые якобы тоже хотят бороться за вакантное место.
Особую значимость кандидатура Ходорковского приобретает в связи с тем, что в этом избирательном округе голосует обычно и Путин. Ходорковский бросает этому человеку вызов. Стране необходима оппозиционная сила, способная 'представлять интересы избирателей в борьбе с коррумпированным чиновничеством, с вертикалью власти, равнодушной к потребностям людей', - делает вывод Ходорковский в своем интервью газете 'Die WELT'. В сегодняшней России исполнительная власть действует абсолютно бесконтрольно, она лишила независимости суды, парламент и средства массовой информации, жалуется бывший олигарх, ставящий и свой приговор в вину суду, действующему по воле Кремля: 'Это путь в никуда'.
Список проступков, в которых Ходорковский обвиняет кремлевские власти, длинен. Коррумпированная бюрократия заботится исключительно о своих собственных корыстных интересах, экономика, за исключением нефтяной отрасли, находится в состоянии стагнации, крайне необходимые реформы остановлены. 'Нас пугают инфляцией и нестабильностью и предлагают в качестве рецепта от них замораживание политической и общественной жизни', - возмущается Ходорковский. В качестве альтернативы он требует ликвидации созданной главой Кремля Путиным 'вертикали власти' и перехода к демократической модели управления. В 'демократической модернизации' должны, по его мнению, участвовать 'все патриотические силы": неортодоксальные коммунисты, как и социально ответственные либералы.
На вопрос, связанный с ограниченностью его возможностей в условиях пребывания за тюремными стенами, совершенно несравнимых с теми возможностями, которые он имел раньше, Ходорковский отвечает с оптимизмом: 'Я очень хорошо знаю своих соотечественников, они ни от кого не ждут подарков. Они, скорее, хотят заставить правителей честно и профессионально работать в интересах общества'. Это возможно только в том случае, если люди все вместе и решительно будут добиваться соблюдения их гражданских прав. В этом он тоже хочет принять участие.
Ходорковский допускает, что пока еще есть немало избирателей, 'верящих в благотворительность бесконтрольной, своекорыстной бюрократии'. Однако, число таких 'наивных' с каждым годом становится меньше, говорит он из тюремной камеры.
После полутора лет заключения в камере, рассчитанной на четырех человек, в которой он иногда находился один, некурящий Ходорковский был переведен недавно в прокуренную камеру, в которой содержатся 16 заключенных. Сообщения газет, будто еду ему привозят из ресторана, и что у него в камере стоит телевизор с плазменным экраном или о том, что в ассортименте ларька 700 различных товаров, Ходорковский опровергает: 'Мои сокамерники и я смеемся над этим. Я читаю газеты и слушаю телевизор, смотреть здесь я ничего практически не могу'.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Дело Ходорковского: Безжалостная диктатура юстиции ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
'Путин не способен модернизировать страну' ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Ходорковский: 'У меня миллионы сторонников' ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Россия: Уничтожение будущего ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)