Для многих людей слово 'нефть' является синонимом Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), членам которой принадлежит почти 80 процентов ее разведанных запасов.
Однако около 60 процентов добываемой сегодня в мире нефти приходит не из этого картеля, а из не входящих в ОПЕК стран, политика и потенциалы которых очень отличаются друг от друга.
В последние годы страны, не входящие в ОПЕК, фактически отобрали долю рынка у государств-членов картеля, поскольку идет освоение и добыча нефти во все новых регионах, а некоторые признанные производители, такие как Россия и другие бывшие советские республики, продолжают наращивать объемы производства.
Однако, по мнению экспертов нефтяной отрасли, эта тенденция, которая снизила обеспокоенность Запада по поводу чрезмерной зависимости от поставок с нестабильного Ближнего Востока, не может сохраняться долго. Международное энергетическое агентство (IEA), осуществляющее мониторинг энергоресурсов в интересах промышленно развитых стран, недавно снизило свои прогнозы относительно добычи в этом году нефти странами, не входящими в ОПЕК.
Ранее доктор Аднан Шихаб Элдин (Adnan Shihab-Eldin), возглавляющий аналитический отдел ОПЕК, заявил: 'Уже третий год подряд рост поставок нефти из стран, не являющихся членами ОПЕК, отстает от мировых потребностей, и такая тенденция будет сохраняться как минимум и в будущем году'. Некоторые нефтяные аналитики считают, что пик нефтедобычи в странах, не входящих в картель, придется на 2010 год, хотя добывающая отрасль демонстрирует удивительный запас прочности, сохраняя рост объемов производства, что отчасти объясняется более полными геологическими знаниями о старых и новых месторождениях, а также совершенствованием технологии добычи.
В последние годы даже США временно реанимировали добычу нефти на своей территории, поскольку компании продвигают свои вышки все дальше в воды Мексиканского залива.
Однако главной движущей силой в наращивании производства за рамками ОПЕК в последнее время является Россия. Статистика Управления энергетической информации американского правительства (EIA) показывает, что в 2004 году Россия добывала в среднем 9,3 миллиона баррелей нефти в день, что на 50 процентов больше, чем в 1998 году.
Другие бывшие советские республики, такие как Казахстан, также намерены воспользоваться ситуацией. В конце года должен быть полностью введен в эксплуатацию нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который соединит три крупных каспийских месторождения вблизи азербайджанского побережья со средиземноморским берегом Турции.
Открытие новых регионов, таких как каспийский, дает EIA основания прогнозировать, что в период между 2002 и 2025 годами общий объем нефтедобычи в странах, не входящих в ОПЕК, может увеличиться до 17 миллионов баррелей в день. Представители этого управления заявляют, что большую часть роста производства обеспечат каспийский регион, западная Африка и Латинская Америка.
Поскольку нефтедобывающая промышленность продвигается в новые, более нестабильные районы, компаниям приходится приобретать новые навыки в деле решения сложных политических, социальных и экологических проблем.
Во многих нефтедобывающих районах, не объединенных рамками ОПЕК, продолжаются конфликты и существует политическая напряженность между различными этническими и религиозными группами. Например, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан имел геополитический приоритет для правительства Соединенных Штатов. Однако его извилистый маршрут показывает, что при прокладке пришлось идти в обход целого ряда зон конфликтов или политических рисков в Азербайджане, Грузии и Турции.
Некоторые политики полагают, что нефть, приходящая из стран, не принадлежащих ОПЕК, будет более 'безопасной', чем поставки из государств картеля, хотя реальность гораздо сложнее.
Когда в 1981 году произошел обвал цен на нефть, крупные производители из числа стран, не входящих в ОПЕК, такие как Мексика, Норвегия и Россия, сотрудничали с картелем, снизив объемы производства, что помогло поддержать цены.
Кроме того, большинство производителей не из числа ОПЕК имеют мало резервных мощностей. Это относится даже к таким странам, как Мексика, где нефтяная отрасль управляется государством. Недавно Мексика и Норвегия объявили о том, что у них больше нет запаса производственных возможностей, дав тем самым понять, что теперь отреагировать на серьезный срыв поставок нефти способна лишь ОПЕК.