Вчера российский президент Владимир Путин дал понять, что Кремль готов предоставлять налоговые льготы тем нефтяным компаниям, которые ведут разведку новых месторождений. Это заявление прозвучало через день после того, как компании пообещали заморозить до конца года внутренние цены на топливо.
Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко в своем выступлении, переданном по государственному телевидению, сказал президенту Путину, что государство должно снизить уровень налогообложения в нефтяной сфере и в первую очередь ликвидировать увязку налога на добычу полезных ископаемых с мировыми ценами, чтобы тем самым стимулировать инвестиции в разведку и освоение трудных месторождений.
По словам Путина, нефтяным компаниям следует давать стимулы для вложения средств в разведку, однако они не должны злоупотреблять возможными налоговыми льготами. Христенко заявил, что правительство рассматривает возможность введения налоговых каникул для компаний на период разработки ими новых месторождений.
Как отметил Христенко, российские компании добывают нефть в два раза быстрее, чем воспроизводят ее запасы. Он предупредил, что в следующем году рост добычи в России может быть даже ниже тех двух процентов, уровня которых ожидают достичь в году нынешнем.
Снижение темпов роста производства нефти в России стало одним из факторов, способствовавших увеличению мировых нефтяных цен. Однако аналитики утверждают, что картина, нарисованная Христенко, слишком мрачная.
Они отмечают, что основной причиной замедления темпов нефтедобычи стало расчленение нефтяной компании ЮКОС, которую контролировал заключенный в тюрьму магнат Михаил Ходорковский.
Московская инвестиционная компания 'Атон' дает такую оценку: если исключить ЮКОС, общий объем добычи нефти в России за первые семь месяцев текущего года увеличился на 6,3 процента, что стало результатом мощного наращивания производства другими крупными группами.
Крупнейшая российская нефтяная компания 'Лукойл' сообщила вчера об увеличении объемов добычи в первом полугодии текущего года на 4,5 процента в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. Чистая прибыль компании также выросла на 52 процента, составив 2,6 миллиарда долларов, что главным образом стало результатом повышения цен на нефть.
'Похоже, что Христенко лоббирует интересы нефтяных компаний. Если взглянуть на их балансовые отчеты, недостатка средств там не увидишь', - сказал Стивен О'Салливан (Steven O'Sullivan), главный аналитик московского инвестиционного банка 'Объединенная финансовая группа'.