Все как на московских процессах при Сталине. Пятнадцать человек, обвиняемых в организации в мае этого года кровавого мятежа в узбекском городе Андижане, в первый же день начавшегося вчера в Ташкенте суда над ними признали себя виновными. Такое признание было необходимо, чтобы подтвердить тезис властей, согласно которому этот бунт был делом рук исламистов при поддержке из-за рубежа, и отвергнуть как необоснованные любые упреки в адрес сил безопасности в том, что они без разбора стреляли по толпе.
Исламское государство. Обвиняемые - двенадцать узбеков и три киргиза, в возрасте от 20 до 30 лет, - признали свою вину по сорока пунктам обвинения, из которых самые тяжкие - терроризм, убийство заложников, принадлежность к религиозным экстремистским группировкам и посягательство на конституционный строй. По словам прокурора, их целью было поднять население, чтобы свергнуть существующую власть и создать исламское государство.
В ночь с 12 на 13 мая группа вооруженных людей напала на андижанскую тюрьму и освободила 23 бизнесменов, которым было предъявлено обвинение в исламизме. Потом они заняли административные здания, захватив в заложники находившихся там служащих. В то же самое время толпа протестующих, выкрикивая призывы покончить с нищетой и безработицей, собралась в центре города. Президент Ислам Каримов отказался приехать поговорить с ними, и силы правопорядка принялись стрелять по толпе. Официальное число жертв оспаривается правозащитными организациями, которые говорят о 500-1000 погибших.
В опубликованном вчера докладе организация 'Human Rights Watch' (HWR) выявляет усилия властей, направленные на сокрытие правды и замены ее на удобную для них официальную версию. Свидетелей не допустили на глаза общественности. Местному населению, объясняет HWR, было приказано молчать, тогда как 'сотни, а может быть, и тысячи людей' подверглись процессу 'фильтрации', включавшему в себя допросы, незаконные аресты и плохое обращение, с целью вырвать у них ложные признания. Особенно это касалось друзей и родственников освобожденных во время мятежа бизнесменов, трое из которых, вновь посаженные в тюрьму, фигурируют среди обвиняемых на процессе. А также друзей и родственников нескольких сотен людей, которым удалось после восстания бежать в Киргизстан и, по мнению названной правозащитной организации, людей, живущих по соседству с тюрьмой или неподалеку от тех мест, где происходили убийства. Пытаясь помешать распространению внутри и за пределами страны любой версии, противоречащей официальной, власти использовали все средства, чтобы вернуть на родину беглецов, и позаботились о том, чтобы заставить замолчать прессу, в первую очередь работающих в Узбекистане корреспондентов иностранных СМИ. Корреспонденты 'Радио Свободная Европа/Радио Свобода', 'International War and Peace Reporting' и даже ВВС, после угроз в свой адрес, были вынуждены покинуть страну. Деятельность всех местных неправительственных организаций была пресечена, в то время как общественным организациям Ташкента не дали возможности организовать митинги, направленные против кровавой расправы.
Санкции. Эти действия делают относительными признания, сделанные вчера первыми обвиняемыми, представшими перед судом в Ташкенте, в то время как сотни других дожидаются своей очереди в тюрьме. В этом контексте HRW настаивает на том, чтобы, в целях проведения международного расследования, ЕС и США подвергли Узбекистан санкциям, включающим в себя прекращение своего сотрудничества с ним, эмбарго на поставки оружия и отказ в предоставлении виз.