До сих пор лозунг на белорусском государственном телевидении и радио был таким: президент Александр Лукашенко - на всех каналах. Но с этим, возможно, вскоре будет покончено. На прошлой неделе Европейская комиссия в Брюсселе объявила о выделении двух миллионов евро на организацию независимого радио- и телевещания на русском и белорусском языках, передачи будут транслироваться в Белоруссии.
Для вещательных компаний до 11 октября объявлен конкурс на участие в проекте, рассчитанном на два года, к реализации его планируется приступить с 1 октября 2006 года. 'Ситуация с правами человека в Белоруссии постоянно ухудшается. Если страна хочет найти путь к демократии, то людям необходим доступ к независимым средствам массовой информации', - сказала Бенита Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner), курирующая в ЕС внешние связи.
Разумеется, никто не собирается отрицать необходимость противовеса пропагандистским каналам Лукашенко, находящимся под контролем государства. Тем не менее, брюссельский проект вызвал критику, особенно среди парламентариев ЕС из новых государств-членов Союза. Комиссия рискует стать пособником в русификации своего соседа, сказал бывший президент Литвы Витаутас Ландсбергис, сославшийся на то, что передачи будут транслироваться на русском языке. Эстонец Томас Хендрик (Toomas Hendrik) назвал национальный язык главным инструментом в проведении демократических перемен в Восточной Европе: 'Конечно, все белорусы знают русский язык. Но вы можете представить себе, что это значит для людей, к которым вы обращаетесь?'
Дополнительные неприятности вызвали условия конкурса, установленные Брюсселем. В частности, у вещательных компаний, если они хотят получить право на участие в проекте, минимальный годовой оборот должен быть не менее трех миллионов евро. Это сразу же исключает участие Польши и Литвы, ворчали некоторые парламентарии ЕС. Медийный проект, связанный с Белоруссией, наделал много шуму еще в прошлом месяце. При этом речь шла о 15-минутной программе, которую 'Немецкая волна' будет передавать на империю Лукашенко, начиная с 1 ноября, пять дней в неделю. Темами передач должны быть, прежде всего, политика, экономика и социальные вопросы. На реализацию проекта, рассчитанного пока на один год и предусматривающего участие в подготовке передач белорусских корреспондентов, Брюссель выделил 138000 евро. Возмущение белорусской оппозиции вызвало то обстоятельство, что 'Немецкая волна' будет вещать на русском языке.
Это обосновывается среди прочего ограниченными финансовыми возможностями. Русский язык, конечно, является наряду с белорусским вторым государственным языком и главным средством общения в государстве, насчитывающем 10 миллионов жителей. Но именно такое доминирование как раз и является заявленной целью политики Лукашенко. Со времени прихода к власти в 1994 году самодержавный глава государства, тоскующий по советским временам, пытается всеми средствами вести борьбу с белорусской культурой и языком, которые он знает плохо.
Поэтому те критики, которые выступают с момента получения страной независимости в 1991 году за поддержку национального культурного наследия, подавлявшегося в советские времена, считают запланированное радиостанцией 'Немецкая волна' вещание вызовом. Белорусское общество крайне оскорблено из-за недостаточного уважения с немецкой стороны, говорит Олег Трусов, председатель Общества белорусского языка.
Владимир Колас, возможный кандидат от оппозиции на президентских выборах в 2006 году, пытается подходить к ситуации прагматично. До 2001 года он был директором гимназии в Минске, в которой преподавали исключительно на белорусском языке. Затем Лукашенко распорядился закрыть 'рассадник оппозиции'. 'Кто платит, тот и заказывает музыку', говорит Колас. Конечно, существует опасность, что вещание может еще глубже расколоть общество. Язык ведь не самое главное: 'Важнее содержание программ и профессионализм их авторов'.