Россия бросила вчера Ирану дипломатический спасательный круг, публично выступив в защиту этой страны от требований Запада о привлечении Тегерана к ответственности за его ядерную программу.
После двух дней напряженных дебатов в Вене с участием 35 членов Международного агентства по атомной энергии Кремль заявил, что готов заблокировать действия Европейского Союза, направленные на передачу иранского вопроса в Совет Безопасности ООН с возможным принятием против этой страны карательных санкций. Российский министр иностранных дел настаивал на том, что вопрос можно решить дипломатическими средствами.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал: 'Поскольку Иран сотрудничает с МАГАТЭ, поскольку он не обогащает уран и соблюдает мораторий, поскольку в стране работают инспекторы агентства, было бы контрпродуктивно передавать данный вопрос на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Это придаст ситуации ненужный политический характер'.
Позиция Москвы важна. Ее не только поддерживает добрый десяток членов МАГАТЭ; она имеет право вето в Совете Безопасности и может блокировать любые попытки применения экономических санкций против Ирана. Но такая позиция лишь укрепила решимость Евросоюза, который за два года уклончивых дипломатических действий так и не смог достичь договоренности с Ираном.
Во вторник ЕС распространил проект резолюции, в котором осуждаются 'провалы и нарушения' Ирана. Представитель Великобритании в МАГАТЭ Питер Дженкинс (Peter Jenkins) во вчерашнем заявлении по поводу Ирана заговорил более жестким языком, отметив следующее: 'Евросоюз глубоко обеспокоен тем, что Иран проявляет все признаки решимости разработать технологию производства ядерного топлива еще до того, как мировое сообщество добьется необходимого ему результата: уверенности в исключительно мирной направленности иранской программы'.
Соединенные Штаты призвали МАГАТЭ доложить о действиях Ирана в Совет Безопасности. Эта проблема может сегодня принять довольно острый характер, поскольку в агентстве назреет раскол, если членам МАГАТЭ придется голосовать по поводу резолюции ЕС. Некоторые участники хотят отложить голосование. США настаивают на его проведении, поскольку уверены, что резолюция будет принята подавляющим большинством. Другие предлагают положить документ на полку, чтобы обсудить данный вопрос на следующей встрече МАГАТЭ. Али Ага Мохаммади, представитель Высшего совета национальной безопасности Ирана, заявил, что ужесточение позиции Евросоюза означает 'практическое отсутствие перспектив' достижения соглашения путем переговоров.