Инцидент с российским истребителем Су-27 от спора технического характера помалу перерастает в политическую баталию. Министерство обороны России и политики свысока смотрят на подозрения карликовых государств Балтии и смелые заявления, сделанные в ходе расследования обстоятельств аварии.
Российская печать саркастически озаглавливает свои комментарии: 'Су-27 упал специально. . .', 'Литва грозит России черным ящиком', 'Россия заранее спланировала катастрофу Су-27'.
Наиболее пылкими выступления стали, когда министерство обороны России заявило, что, как предусматривает международная юрисдикция, обломки самолета и летчик должны быть возвращены России, поскольку не были нарушены правила международных полетов. Дипломаты России даже вручили соответствующую ноту. Министерство иностранных дел Литвы через посольство России в Вильнюсе выразило протест из-за попыток дискредитировать Литву как члена НАТО.
Министр охраны края (обороны) Г.Киркилас, поначалу утверждавший, что катастрофа самолета - это несчастный случай, теперь осмелел и говорит о заранее спланированной акции. 'Все может быть, если учесть привычки нашего соседа', - таинственно сказал министр, хотя позднее свои слова агентству BNS он опроверг. Что такие 'привычки' могут стать политическими претензиями или даже открытой агрессией, подтверждает старая и не очень история. А известный русский политолог Виктор Ожич, часто выражающий настроения Кремля, на сайте 'Regnum.ru' в духе мультфильма предупреждает: 'Литовцы, давайте жить дружно. . .' Так кто же не хочет жить дружно?
Осознанно или нет, но, по мнению некоторых русских обозревателей, Москва предоставила Вильнюсу прекрасную возможность учинить международный скандал. Правда, западные политики, пресса, Брюссель и Вашингтон пока что избегают ввязываться в этот скандал и как бы со стороны следят за пропагандистким поединком. Но аргументы России выглядят слабо. Они никак не могут пояснить общественности, почему Су-27 так далеко забрался на территорию Литвы. Когда обстоятельства аварии взялись выяснять различные эксперты, то ситуация еще более запуталась. Где же путаница?
Летели
До сих пор не ясно, сколько самолетов летело вместе с разбившимся в Литве. Вначале Россия сообщила, что с военного аэродрома возле Санкт-Петербурга поднялась эскадрилья из восьми самолетов. Потом их осталось семь, а к ним еще присоединился самолет-разведчик дальнего радиолокационного обнаружения А-50. В понедельник российские генералы заявили, что всего было 5 самолетов: А-50, два Су-24 и два Су-27.
Эскадрилья вызвала скандал и в Эстонии: получив разрешение лететь через ее территорию, русские летчики, войдя в ее территориальное пространство, выключили приспособления, которые автоматически передают всю информацию о полете на Землю. Таллинн заявил, что такие самолеты угрожают полетам гражданской авиации. Москва парировала: при полетах над нейтральной территорией навигационные приборы могут быть выключены. Так и не ясно, кто прав. . .
Заблудился
По официальной версии, навигационное оборудование Су-27 испортилось. Пока не закончено расследование, с этим соглашается и Вильнюс. То, что случилось за те 20 минут до катастрофы, теперь подогревает котел споров. Русские эксперты считают, что навигационная аппаратура этого самолета очень надежна, несколько раз продублирована и просто так испортиться не может. Так почему же летчик не мог связаться ни с землей, ни со своей эскадрильей, ни сам установить, что под ним - холодные воды Балтийского моря или поля с посевами литовских фермеров. Такое впечатление, что руководство 6-го полка ВВС послало в Калининград 'кукурузника', иронически пишет комментатор 'Lenta.ru' П.Аксенов.
Специалисты также считают, что пилот на побережье спустился к земле, и его не зафиксировали радары. Вопрос: сделал ли он это осознанно или из-за повреждения? А министерство обороны России выдвинуло еще одну версию: майор В.Троянов не владеет английским языком и не понял диспетчера НАТО, который пытался откорректировать курс его самолета в сторону Калининграда. Но диспетчерская служба принадлежит Литве, а литовцы, как известно, прекрасно говорят и по-русски.
Если навигационное оборудование и испортилось, летчик мог включить сигнал бедствия, кружить на месте, пока израсходует горючее, а потом катапультироваться. Су-27 берет от 5270 до 9400 литров горючего, с которым можно пролететь 3680 километров, а это расстояние от Санкт-Петербурга до Испании.
Упал
Якобы заблудившийся В.Троянов, не долетевший до Каунаса всего 50 км, сделал несколько кругов над полями деревни Плокшчяй - может, желая сжечь все горючее, может, выбирая пространство без людей - и, катапультировавшись, удачно приземлился и вскоре позвонил своему руководству. В Москве считают, что действия летчика если и не геройские (избежал человеческих жертв), то хотя бы грамотные (израсходовал горючее, чтобы самолет не взорвался).
Во вторую версию верится больше: Су-27 точно не взорвался. Но вот члены российской делегации, следящей за расследованием в Литве, заявили агентству Интерфакс, что в момент падения в баках самолета еще было около 300 литров горючего. Так или иначе, самолет мог взорваться от собравшихся паров горючего, но пожара не было.
Задержали и опросили
Здесь уже начинается мешанина технических и политических вопросов. Сначала летчик был в шоке, хотя травм у него не было. В Генеральной прокуратуре его допрашивали пять часов. У В.Троянова не было никаких личных документов, но зато сохранился мобильный телефон. Вскоре он из свидетеля превратился в подозреваемого и начал пускать пыль в глаза: ничего не знаю о 4 ракетах 'воздух-воздух', установленных на самолете, о пушке и снарядах, не смог объяснить, почему самолет попал на территорию Литвы, хотя летел в Калининград.
Литовская сторона создала удобные условия расследования и для российской делегации, но только в роли наблюдателя. Жена В.Троянова обосновалась вместе с мужем. Первый черный ящик, скорее всего, будет расшифрован в стране-члене НАТО, и вряд ли Россия боится, что Брюссель раскроет какие-то военные тайны Су-27, поскольку самолет не новый и НАТО им не интересуется. Если Альянс откажется это сделать, Вильнюс обратится к Украине, на помощь которой можно надеяться хотя бы из-за поддержки В.Ющенко литовцами во время 'оранжевой' революции.
Прозвучали и упреки в адрес немецких пилотов двух из четырех охраняющих литовское небо истребителей НАТО F-4: хотя они поднялись в воздух, чтобы перехватить нарушителя границы раньше предусмотренных 15 минут, однако Су-27 уже успел грохнуться о землю. Российские СМИ сообщают, что НАТО парировало Вильнюсу - радары находятся в подчинении Литвы, именно литовские диспетчеры вовремя не смогли установить вторгшегося, да и американское радиолокационное оборудование - устаревшее. . .
Что теперь будет?
А ничего. Пропагандистская сумятица, которая случалась и раньше, сойдет на нет еще до того, как комиссии успеют объявить свои выводы. Для серьезного политического государственного конфликта нет основания. Но осадок останется, пока он не достигнет, как в истории уже бывало, критической массы. Этот инцидент станет хорошим уроком не России, а нам, Литве, и нашим союзникам в Брюсселе. Щит НАТО, если мы уж доверили ему прикрыть наши головы, должен быть надежным, не дырявым и всегда наготове. Иначе - нас постоянно будет поливать неприятным пропагандистским дождем с Востока, а тогда - недалеко уже и до болезни. . .
Чесловас ИШКАУСКАС - политический обозреватель
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Дырявое балтийское небо ("Postimees", Эстония)
Насколько безопасно небо над Балтией? ("Latvijas Avize", Латвия)
Военные тайны ("Telegraf", Латвия)