Номер от 3 октября 2005 года.
Путин резко увеличивает расходы на социальные нужды. Даст ли это возможность отодвинуть сроки экономической реформы?
Не является ли это "новым курсом" в экономической политике России? Именно так российские комментаторы называют недавнее обещание президента Владимира Путина в ближайшие несколько лет расходовать не менее 4 млрд. долл. США ежегодно на коренную реконструкцию давно игнорируемых систем здравоохранения и образования России и на обеспечение пособий для различных групп населения, от фермеров и военнослужащих до молодых людей, страстно желающих иметь собственное жилье. Россия занимает 2-е место в мире по добыче нефти. Президент намерен использовать внезапно свалившееся на страну богатство от взлетевших цен на нефть, чтобы повысить уровень жизни этих категорий населения, особенно государственных служащих с низкими окладами. Однако существует риск, что нефтяные богатства России отвлекут Путина от завершения важных реформ, которые им предусматривались в 2000 году, когда он впервые стал президентом.
Пока что резкое увеличение расходов выглядит как проницательный политический ход. В декабре 2007 года должны состояться выборы в Государственную Думу РФ, а в марте 2008 года должны пройти президентские выборы. Путин хочет, чтобы увеличение расходов дало результат еще до того, как люди направятся к избирательным урнам. Поскольку, в соответствии с Конституцией РФ, Путин, не может баллотироваться в президенты вновь - и он подчеркнул, что не станет пытаться менять Конституцию - он попытается обезопасить собственное наследие и облегчить жизнь своему преемнику. Хотя возможны и сюрпризы, многие ожидают, что Путин последует примеру своего предшественника, Бориса Ельцина, и к концу своего срока назовет фаворита, который затем выдвинет свою кандидатуру на президентских выборах. "Несомненно, окружение Путина ищет инструмент, который позволил бы ему остаться во власти после 2008 года, - говорит политолог Андрей Рябов из Фонда Горбачева в Москве. - Эти программы будут использованы в качестве главного инструмента для следующей избирательной кампании".
Повышая уровень жизни миллионов россиян, Путин приобретает способность чуть ли не гарантировать, что выбранный им наследник выиграет президентские выборы. Предполагается, что скудные зарплаты врачей и медсестер вырастут вдвое. Оклады ученых должны вырасти на 300%, до 1000 долл. в месяц. Путин хочет, чтобы к 2008 году половина российских общеобразовательных школ имела доступ в Интернет. Он потребовал, чтобы 10000 муниципальных больниц были оснащены современной диагностической аппаратурой, а также чтобы были построены новые высокотехнологичные региональные медицинские центры. В придачу ко всему, он хочет, чтобы к 2007 году строительство жилья выросло на 33%, и чтобы "особое внимание" было обращено на обеспечение жильем военных, милиционеров, ветеранов войны и инвалидов.
Для того чтобы осуществить свои амбициозные замыслы, Путину, вероятно, придется потратить куда больше денег, чем он запланировал. На данный момент Москва может это себе позволить. Правительство прогнозирует 7-процентный рост внутреннего валового продукта (ВВП) в текущем году и ожидает в следующем году увеличения ВВП дополнительно на 3%, несмотря даже на то, что государственные расходы в реальном выражении должны вырасти на 14%. Тем не менее, путинская стратегия несет в себе риски для России. Для начала укажем, что экономистов беспокоит тот факт, что инфляция, которая сегодня составляет 11%, может начать расти, как только Москва запустит насосы. Рост цен уже стал причиной социального недовольства. В ходе проведенного социологическим Центром Левады в августе с.г. опроса общественного мнения 52% респондентов назвали рост инфляции самой крупной неудачей правительства. Путинская программа "обязательно будет иметь негативные последствия в плане роста инфляции", предостерегает Рональд Нэш (Roland Nash), руководитель аналитического отдела московского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал". Другой заботой является то, что коррумпированная и неэффективная бюрократия страны кончит тем, что бесполезно растранжирит и разворует обещанные деньги.
Однако больше всего опасаются, что профинансированный ростом доходов от экспорта нефти путинский план увеличения расходов на социальные нужды подменит собой критически важные экономические реформы. С тех пор как в марте 2004 года Путин был избран на второй срок, мало что сделано для претворения в жизнь широкой программы реформ, которую разработали его либеральные экономические советники в первый срок его президентства. Тогда планировалось резко сократить канцелярщину, повысить конкуренцию в неэффективной сфере коммунальных услуг, улучшить финансовое регулирование и стимулировать рост частной пенсионной системы и частного медицинского страхования. Но была предпринята неумелая попытка реформировать только систему выплаты социальных льгот. Вполне вероятно, что к смене тактики Путина подтолкнули массовые протесты населения в начале нынешнего года.
Путинские планы увеличения расходов на социальные нужды не обязательно исключают прогресс реформ. Представляя свою программу, президент призвал также к "структурным изменениям" в сфере коммунальных услуг, включая рост конкуренции в муниципальных службах, общественном транспорте и связи. Однако в его нынешнем подходе громко и отчетливо звучит популистский тон. В момент, когда Кремль все больше занят проблемой наследования власти в 2008 году, окно возможности для серьезных реформ быстро закрывается.