Москва, 27 сентября 2005 года. Был ли это чистокровный жеребец, который взял из рук Николая печенье. Или, возможно, это был горчично-желтый "Хаммер"? Молодой российский бизнесмен, бродивший вчера вокруг стендов первой московской ярмарки для миллионеров, где выставлены самые дорогие в мире товары и услуги, никак не мог определиться со своими желаниями.
Но одна вещь в его мозгу была настолько же ясной, насколько прозрачными были хрустальные графины для вина на стенде компании "Villeroy and Boch". "Здесь никто не ориентируется на рублевых миллионеров", - сказал он себе, пододвигаясь поближе, чтобы поглазеть на быстроходный катер за 700000 долл. США (или 394000 английских фунтов стерлингов).
Тридцатитрехлетний Николай, который охарактеризовал себя как "человека, надеющегося стать долларовым миллионером", был одним из примерно 15000 человек, которые посетили ярмарку с момента ее открытия в субботу, заплатив за эту привилегию по 1000 руб. с носа.
Тысячи московских glitterati (блестящий, итал. - прим. пер.) в черных галстуках и вечерних платьях собрались в экспоцентре "Crocus City" на церемонию открытия ярмарки, которая включала концерт (британского) певца Брайана Ферри (Bryan Ferry).
Среди них была и Ксения Собчак, дочь бывшего мэра Санкт-Петербурга. Она в России больше всех подходит под определение "It Girl" (светская львица, о которой любит писать желтая пресса - прим. пер.) - и она тоже "положила глаз" на желтый "Хаммер".
"Это неплохой автомобильчик, - сказала она. - Я действительно хотела на него поглядеть, потому что все мои друзья уже заказали такое авто по каталогу, но они не имеют представления о том, как оно выглядит".
Ко вчерашнему дню толпы посетителей ярмарки сократились до тоненького ручейка людей, бизнесом которых являются предметы роскоши, плюс нескольких россиян среднего класса, несмотря на то, что в числе соблазнов был частный концерт группы "Cats". Но эта выставка все еще оставалась исключительным свидетельством покупательной способности - и неизменно сомнительных вкусов - новой российской элиты.
Проживающие в Москве 33 миллиардера - "олигархи", сделавшие свои состояния в 1990-е годы на покупке по дешевке государственных предприятий - стараются не выставлять себя напоказ с тех пор, как в мае с.г. был осужден на 8 лет тюрьмы нефтяной магнат Михаил Ходорковский. Однако российские долларовые миллионеры, которых, согласно оценке, насчитывается 88000 человек, как всегда, страстно желают демонстрировать свое новоприобретенное богатство, особенно миллионеры из провинции, менее знакомые со вкусами Запада.
Организаторы ярмарки для миллионеров - которая последние 3 года проводилась в Амстердаме - намеревались показать им, что нужно покупать и где это можно купить.
"Быть может, здесь есть люди, у которых уже имеются драгоценности от компании "Da Vinci", но которые, возможно, заинтересованы в покупке лошади или вертолета, - сказала директор ярмарки для миллионеров Беттина фон Шлиппе (Bettina von Schlippe). - Это деловая элита, люди из правительства, бомонд художников и актеров. Некоторые из них приходят сюда второй день подряд".
И они пришли не просто поглазеть.
По свидетельству Дерека Сауэра (Derek Sauer), генерального директора издательского дома "Independent Media", который выступил со-организатором ярмарки, один посетитель, фамилия которого осталась неизвестной, купил за 10 млн. долл. остров.
Другой посетитель вел переговоры о покупке острова "Москва" - одного из 300 островов рукотворного архипелага, построенного в форме карты мира вблизи побережья княжества Дубаи.
Каждый остров получил имя в соответствии со своим местоположением на карте.
"Это просто кучи песка, но вы можете делать с ними все, что захотите", - сказал Дмитрий Антонов, доверенное лицо компании-продавца. Другой неизвестный бизнесмен, как сообщили организаторы выставки, купил за 1,5 млн. долл. породистую туркменскую лошадь.
"Богатые люди любят красивые вещи - а эта лошадь просто бриллиант", - сказал Виталий Андрюшевич, ее тренер, который водил животное по кругу вокруг импровизированного паддока в центре ярмарки.
Для таких, как Николай, на ярмарке было кое-что и по цене менее 1 млн. долл.
Одна компания, "Laser Aesthetic", предлагала за 20000 долл. пересадить волосы с затылочной части головы на его лысину.
На другом конце зала две девушки в купальниках полулежали в 7-местной вихревой ванне стоимостью 40000 долл., которая предназначена для установки на открытом воздухе. "Тут можно организовать отличную вечеринку", - сказала со смехом помощник продавца Нади Цыплова.
Некоторые из стендов были рассчитаны на более утонченные вкусы - один был посвящен рекламе йоги и холистического массажа, другой давал возможность проверить свое умение играть в гольф на электронном имитаторе.
Но повсюду было полно признаков старой доброй экстравагантности "новых русских".
На стенде виски фирмы "Macallan" один бизнесмен тут же уплатил 2000 долл. наличными за бутылку односолодового виски урожая 1965 года - несмотря даже на то, что технически она не предназначалась на продажу.
"Он ничего не понимал в виски, он просто имел кучу денег и спешил на самолет", - сказал продавец.
А на самом низком ценовом уровне предлагались мужской костюм, сшитый целиком из однодолларовых купюр, в комплекте с аналогичным женским костюмом из сторублевых банкнот - по цене 15000 долл. за пару.