Нынешний год становится очень урожайным для кредиторов российских компаний, и к такой работе стремятся подключиться буквально все. Один высокопоставленный банкир из Германии жалуется, что если вы хотите полететь в Москву из Лондона или Франкфурта, вам нужно заказывать билеты за три недели - это относится и к эконом-классу.
Кредит на 12 миллиардов долларов 'Газпрому', предназначенный для приобретения этой компанией 72 процентов акций Романа Абрамовича в 'Сибнефти', после его окончательного оформления превысит самый большой на сегодня в России единый кредит 'Роснефтегазу', составляющий 7,5 миллиарда долларов.
По мнению банкиров, такие огромные сделки с поддерживаемыми государством компаниями, которые существенно укрепляют контроль Кремля над нефтегазовой отраслью, носят уникальный характер и не будут иметь повторения в больших масштабах. Однако они помогают развитию рынка, от которого многие ожидают дальнейшего мощного роста.
Оливер Дафф (Oliver Duff), отвечающий за вопросы европейского банковского синдицирования в 'Morgan Stanley', говорит: 'Эти гигантские кредиты очень важны, поскольку они мгновенно восстанавливают емкости рынка и могут вести к увеличению тех сумм, которые банки будут готовы кредитовать в перспективе'.
Согласно цифрам промышленного информационного бюллетеня 'Loan Radar', общая сумма кредитов российским компаниям за нынешний год по состоянию на сегодняшний день уже превысила 16 миллиардов долларов, в то время как в 2004 году она составляла по итогам года 11 миллиардов долларов. И сюда не входят две гигантские сделки с 'Газпромом' и 'Роснефтегазом'.
Тем не менее, кредитная лихорадка, которой особенно подвержены крупные инвестиционные банки США, возвращающиеся после длительного отсутствия в Россию, вызвала определенную озабоченность, заключающуюся в том, что банки слишком ослабили свои критерии кредитования.
Один известный банковский руководитель говорит, что хотя кредитование само по себе остается выгодным и приносящим хорошие доходы, комиссионные и кредитные спрэды за прошедший год уменьшились наполовину, и в течение полугодия кредиты могут стать убыточными.
Такие банки, как 'Citigroup', CSFB, 'Goldman Sachs', 'JPMorgan' и 'Morgan Stanley' смотрят сегодня на Россию с совершенно других позиций, нежели в 1998 году, во время финансового дефолта.
Высокие цены на нефть помогли государству улучшить свое финансовое положение, а также пополнили доходы среднего класса, который сегодня более свободно тратит деньги.
Однако банки больше привлекает перспектива финансовой работы с компаниями. Ряд кредитов, такие как кредит 'Роснефтегазу', сегодня напрямую связывают с будущими первичными выпусками акций и облигаций компаний.
'Ставки повышаются, особенно для инвестиционных банков, так как открываются новые возможности на рынке ценных бумаг, на рынке долгосрочного ссудного капитала, а также на рынке слияний и приобретений, - говорит Дафф. - Мы ожидаем дальнейшего роста в Восточной Европе и особенно в России, и мы станем свидетелями роста числа краткосрочных кредитов на первичный выпуск акций, если рынок ценных бумаг сохранит свою силу'. Том Фреке (Tom Freke), аналитик из 'Loan Radar', заявляет: 'Среди банков, дающих кредит 'Газпрому', не все специализируются на предоставлении заемных средств развивающимся рынкам, и из этого можно делать определенные выводы'.
Однако высокопоставленный немецкий банкир, уже несколько лет работающий в России, предупреждает тех, кто стремится получить крупные и выгодные мандаты на кредиты: 'Все ждут, что в будущем сделок станет все больше и больше, однако здесь ситуация гораздо более непредсказуема, чем в западном корпоративном бизнесе'.
В государственном управлении и стандартах бухгалтерского учета в России налицо определенные улучшения, и некоторые банкиры считают, что, несмотря на захват государством компании ЮКОС, правовое регулирование там совершенствуется.
Однако Фреке из 'Loan Radar' говорит, что некоторая нервозность сохраняется. 'Ряд [российских] банков не настолько крепок, как кажется. Кроме того, остается вопрос о том, насколько многие из небольших банков соответствуют международным стандартам бухгалтерского учета и аудита', - отмечает он.
У крупных западных банков также есть огромные объемы капиталов, которые необходимо пускать в дело в те периоды, когда насыщение рынка приводит к снижению доходов в Западной Европе и США.
Под тяжестью этих средств, ищущих более доходных сфер приложения капитала, цена кредитования снижается до такой степени, что некоторые аналитики начинают выражать беспокойство по поводу неправильного ценообразования.
По словам немецкого банкира, 'это чертовски сильно сокращает разницу между процентными ставками', что затрудняет процесс получения доходов. Дело в том, что кредитные суммы распределяются между большим количеством банков и, следовательно, доля дохода каждого из них становится меньше.
Публично банкиры говорят о том, что в настоящее время отдельные кредиты выгодны и доходны, и они не являются своеобразными лидерами по убыткам в корпоративной работе с ценными бумагами, что отмечается на западных рынках с их высоким уровнем конкуренции.
'У западных банков большой аппетит на кредиты для России. Это оказывает определенное влияние на размер маржи, однако доходы остаются на хорошем уровне', - заявляет Хенк Паардекоопер (Henk Paardekooper), представитель 'ABN Amro' в России.
'Кредитование выгодно само по себе в отдельности, хотя непостоянность цен всегда была характерной чертой кредитов на формирующихся рынках', - говорит Дафф.