Начиная с весны этого года, Россия явно ужесточила режим выдачи виз и аккредитации иностранных журналистов. Цель России - значительно сократить число журналистов, имеющих временную аккредитацию, то есть право на выполнение своих служебных обязанностей на территории России, и ограничить выдачу разрешений и долгосрочных виз тем журналистам, которые постоянно проживают в России. В стране - более 2000 аккредитованных иностранных журналистов.
В течение весны и осени долгосрочные визы были аннулированы у многих финляндских журналистов, сотрудников авторитетных СМИ. Из них, по крайней мере, двум после длительных переговоров обещано выдать краткосрочные визы, сроком до трех месяцев.
Для получения журналисткой визы необходимо, как правило, направлять в МИД России свои материалы, переведенные на русский язык. Журналистские материалы запрашивались у представителей Илта-Саномат, Талоуссаномат и у журналистов финского телеканала МТВ3.
Предъявление чиновникам образцов журналистской работы в качестве предварительного условия для возможного получения или продления визы - дело новое. Такое требование может быть основано на проекте нового закона, находящегося сейчас в Думе России. По одному из предлагаемых параграфов, визы может быть лишен журналист, который 'своими действиями явно демонстрирует неуважительное отношение к Российской Федерации или к ее административным органам'.
Лишение визы может быть вызвано также клеветой на духовные, культурные или общественные ценности России, нанесением материального ущерба или подрывом международного авторитета России.
'В России явно проявляется тенденция к заметному сокращению количества иностранных журналистов, работающих в стране, и к более жесткому контролю над их работой. Для улучшения имиджа России ведется разделение журналистов на пулы, в рамках которых им предлагаются интересные темы для интервью и 'скармливается' определенная доза официальной информации. Отражение таких материалов в публикациях контролируется', - прокомментировал ситуацию высокопоставленный западный дипломат, пожелавший остаться неназванным.
Известный финляндский тележурналист, освещающий события в России, побывал недавно с коллегами в Москве, где провел переговоры о получении визы. Он почувствовал, что чиновников МИД России раздражает их неспособность проконтролировать работу журналистов, проживающих за пределами России.
'Они неоднократно спрашивали у нас, о чем мы рассказываем в своих репортажах, которые готовятся в Финляндии. Создалось такое впечатление, что есть стремление сократить количество разрешений на работу, лицензий, аккредитаций. Другого пути повлиять на нашу работу попросту нет'.
Конкретный пример сокращения количества аккредитаций - Общественное финляндское телевидение - ЮЛЕ. МИД России решил сократить этой осенью количество аккредитаций с 25 до 5. По сообщению российской 'Новой газеты', подтвержденному финляндским источником, ЮЛЕ получило необходимое количество аккредитаций только после того, как телевизионщики пообещали подготовить соответствующий (скандальный) репортаж для эфира. Насколько известно, в жертву были, тем не менее, принесены 6 журналистов, которые аккредитации так и не получили.
Чиновник российского МИД, занимающийся вопросами аккредитации и виз журналистов, рассказал неофициально, что получение разрешений и лицензий затруднилось в последние месяцы.
'В последнее время заметно сократилось количество долгосрочных виз, выдаваемых журналистам, проживающим постоянно за рубежом. Я уже могу точно предположить, увидев анкеты, кому виза будет дана, а кому нет'.
По словам этого чиновника, нормальная аккредитация на год вперед и многократная журналистская виза выдаются по ныне существующей практике, как правило, тем иностранным журналистам, которые постоянно проживают в России.
Но те журналисты, которые приезжают со своей родины для временной работы в России, (по терминологии сотрудников МИД России - 'спецкорреспонденты') получают сейчас визу, сроком на три месяца. Визу на год такие журналисты могут получить только в исключительном случае.
'Спецкорреспондент' запрашивает визу только для освещения одного конкретного случая, и трех месяцев вполне достаточно', - разъясняет чиновник. Он не смог рассказать, у какого количества иностранных журналистов виза была аннулирована в течение последнего полугодия.
Проблемы касаются, прежде всего, работников СМИ Северных стран, так как по географическим причинам журналисты именно из этих государств составляют большинство среди тех, кто ездит в Россию в командировки.
Иностранные журналисты, работающие в Москве, 'несут потери': МИД России лишил без объяснения причин три недели тому назад аккредитации корреспондента Шведского телевидения Берта Сундстрема (Bert Sundstrom).
Министр иностранных дел Швеции Лайла Фрейвальдс считает такое решение недружественным актом по отношению к ее стране.
Из России уедет группа сотрудником американского телевизионного канала Эй-Би-Си. МИД России сообщил в августе, что журналистам этого канала виза не будет продлена. Причина - подготовленное одним из журналистов телеинтервью с террористом Шамилем Басаевым.
Комментарий
Россия начала соблюдать инструкции
Если начинаешь расспрашивать знакомых чиновников в МИД России или в аппарате полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе о причинах подобного отношения к иностранным журналистам, то слышишь в ответ стандартную фразу о том, что сейчас в России приступили к неукоснительному исполнению инструкций.
Выдача виз и аккредитаций иностранным журналистам регулируется в России постановлением правительства РФ, принятым в сентябре 1994 года, за номером 1055. Документ регулирует вопрос о статусе выдаваемых журналистам виз.
И действительно, по этому постановлению аккредитацию на год может получить журналист, проживающий постоянно в России, другие получают аккредитацию и визу только на три месяца.
По словам чиновников, работники МИД смотрели в течение ряда лет сквозь пальцы на нарушения этого пункта постановления и выдавали годовые визы и тем журналистам, которые не подпадали под требования постановления, и которые работали в СМИ с хорошей репутацией. А в мире ведь СМИ с плохой репутацией и вовсе нет, поэтому годовую аккредитацию получали все желающие.
Возникает, правда, вопрос: почему существовавшая более десяти лет практика с выдачей виз стала неприемлемой именно сейчас?
В России началась кампания за улучшение в глазах граждан других стран имиджа РФ. Самый конкретный пример такой тенденции - организация нового круглосуточного телеканала, работающего на английском языке и получающего финансирование из Кремля. Программы этого спутникового канала расскажут зрителям о событиях в мире с точки зрения Москвы. Цель заключается в том, чтобы журналисты в разных странах цитировали канал и другие официальные российские источники при рассказе о событиях в России.
Вот чиновники МИД России и решили, что для освещения событий не нужно большого количества иностранных журналистов в Москве.
Другую причину раскрыл новый глава пресс-департамента МИД России Михаил Камынин на прошлой неделе. Он сообщил, что в России аккредитовано более 2 000 сотрудников 341 редакции из 113 стран. А Россия не имеет никакой выгоды от этого. Наоборот, ее имидж несет ущерб, так как новости из России - довольно критические.
'Современная Россия вернула свое достоинство на международной арене и защищает свои национальные интересы. Несмотря на то, что политика России стабильна, дальновидна и мудра, растет количество критических нападок', - заявил Камынин газете 'Гудок'.
Главная мысль интервьюируемого состоит в том, что количество нападок уменьшится с уменьшением числа аккредитованных в стране журналистов, представляющих настроенные критически СМИ. Очень удобно достать пылившееся несколько лет в шкафу постановление правительства и ссылаться на него.