Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Человек, утративший власть: Борис Березовский

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я был решительно против всего этого, и не без оснований. У меня было много аргументов, позволяющих доказать, что это было ошибкой. До того, как Путин стал президентом, я попросил его предоставить мне единственную привилегию: всегда иметь возможность изложить свою позицию. А он, в свою очередь мог бы представить свои аргументы, если его позиция не совпадала с моей

Всю эту неделю корреспонденты BBC беседуют с людьми, некогда пользовавшимися огромным влиянием, но затем утратившими его: они рассказывали о том, что почувствовали, когда их, казалось бы, устойчивый мир рухнул. Итак, познакомьтесь с первым российским миллиардером Борисом Березовским.

Борис Березовский был одним из тех российских олигархов, кто сколотил огромные состояния, завладев государственными активами после крушения коммунистического режима. Когда российские власти обвинили г-на Березовского - владельца нескольких банков и телеканалов - в том, что он обманным путем выманил у администрации одного из регионов 13 миллионов долларов, он бежал из страны и перебрался в Лондон, где проживает и сегодня под именем Платон Еленин.

Впервые я встретил нашего президента [Владимира] Путина в самом начале 1990-х. Он мне очень помог. Он стал моим другом; в то время у меня появился бизнес в Швейцарии, и он ездил вместе со мной туда, чтобы покататься на лыжах и т.д.

Мы не были очень близкими друзьями, но мы дружили, и, как вы помните, Путин пошел на президентские выборы, [обещая продолжать] политический курс президента [Бориса] Ельцина.

Он заявлял о необходимости демократии, свободы СМИ, свободы в политической жизни и рыночной экономики. Но, став президентом, он за очень короткое время полностью изменил свою позицию.

Я был решительно против всего этого, и не без оснований. У меня было много аргументов, позволяющих доказать, что это было ошибкой.

До того, как Путин стал президентом, я попросил его предоставить мне единственную привилегию: всегда иметь возможность изложить свою позицию. А он, в свою очередь мог бы представить свои аргументы, если его позиция не совпадала с моей. Конечно, окончательное решение оставалось за ним, ведь президент он, а не я, и он отвечает за принимаемые решения. Но я просто хотел иметь возможность обсуждать с ним [вопросы], и он с этим согласился.

Но я понимал, что на самом деле он не хочет смириться с реальностью - с тем, что одержать победу в Чечне невозможно, и что продолжение боев в Чечне приведет не к ослаблению, а к усилению террора.

А ограничение полномочий парламента, 'вертикаль власти' [которую создавал Путин] в свое время погубили Советский Союз, и точно так же погубят Россию.

Когда я понял, что Путин не желает воспринимать мои аргументы, я в открытую изложил свою позицию в парламенте и СМИ. Ему это не понравилось.

Политическая надежда для России

Наконец, последней каплей стало заявление Путина о том, что он хочет взять под свой персональный контроль ведущий российский телеканал ОРТ.

В то время 51% его акций принадлежало государству, а 49% - мне. Он утверждал, что я хочу единолично управлять ОРТ, и что я должен немедленно вернуть свою долю в ОРТ государству.

Я сказал, что этого не будет. Я не согласился с ним, и это была наша последняя встреча. Через две недели прокуратура возбудила против меня уголовное дело.

Я понял, что начинается серьезная политическая битва. Через три месяца они посадили в тюрьму моего друга [бывшего заместителя директора 'Аэрофлота' Николая] Глушкова. Я решил, что оставаться здесь больше не могу и покинул Россию.

Разумеется, для меня это было очень трудное решение.

Я очень плохо разбираюсь в людях. Я не знаю, кто предатель, кто хороший, кто плохой.

Но я хорошо разбираюсь в процессах, и мне стало ясно, что если бы Путин начал сворачивать демократию в России, то он бы начал разрушать основополагающий механизм демократии.

Нет надежд на то, что однажды это прекратится. Он начнет новый круг авторитаризма в России, и я не хочу в этом участвовать.

Более того, я хочу со всем этим бороться, и именно по этой причине я не чувствую, что [плохо, что] я не во власти. У меня есть множество других возможностей представить другим свою позицию.

Я уверен, что Путин не протянет и до выборов 2008 года.

Я делаю все, что в моей власти, чтобы ограничить его срок пребывания у власти, и на самом деле думаю о возвращении в Россию после падения Путина, которое обязательно состоится.

Сегодня мой жизненный приоритет номер один - это политика. Я получаю от этого удовольствие. И я уверен, что, если решу продолжать участвовать в политической жизни России, то я буду во власти.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Борис Березовский: Народ против Путина ("Daily Times", Пакистан)

Борис Березовский: "Володя будет свергнут через год" ("La Repubblica", Италия)

Путин, ложь о КГБ ("La Repubblica", Италия)