Отношения между Москвой и Вашингтоном со времени распада Советского Союза подвергались, разумеется, влиянию разных факторов, но в целом они улучшились. Но теперь, по мнению автора, консолидация режима Путина пробудила прежнее соперничество, и Россия ассигнует все больше средств на вооружения. Жертвой этого процесса может стать политика нераспространения ядерного оружия.
Детищу разрядки грозит смерть. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), созданная как 'Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе' в 1975 году в Хельсинки, находится в глубоком кризисе. Россия блокирует с начала 2005 года бюджет венской организации, поскольку Москва рассматривает ее в качестве пособника США и ЕС, подрывающего влияние России в странах Содружества независимых государств (СНГ). Кремль больше не желает быть участником организации, работающей против национальных интересов России, говорят в Москве. Суть спора заключается в различном понимании демократии и прав человека. Российскому президенту не нравится, что наблюдатели из ОБСЕ признают все без исключения выборы в бывших советских республиках несвободными или нечестными.
Борьба за сферы влияния
Однако Россию с Западом разделяют не только вопросы демократии и прав человека. Усилиям, направленным на устранение новых военно-политических угроз, мешает также геополитическое соперничество. За кулисами своей антитеррористической борьбы Россия и США борются за старые и новые сферы влияния. Кремль считает, что Североатлантический союз провоцирует его: НАТО расширяется не только в политическом отношении, она перебрасывает также войска с американских военных баз в Германии на Восток. Если бы они были переброшены только в Болгарию или в Румынию, то это, с точки зрения Москвы, было бы понятно. В конце концов, угроза терроризма с южного фланга одинакова для обеих сторон.
В то же время Кремлю трудно объяснить необходимость американских баз в Польше, к тому же Варшава в последние годы закупала немецкие танки и американские боевые самолеты. Поскольку подобные системы вооружений для антитеррористической борьбы не годятся, но могут быть использованы в ходе военных кампаний, таких, как в Ираке, то российское руководство по-прежнему видит в НАТО угрозу.
Из Вашингтона можно слышать, что, мол, Пентагон должен сохранить на случай войны ядерное оружие, уничтожить которое Буш (Bush) и Путин договорились в конце 2001 года. Российский Генеральный штаб в связи с выходом американцев из Договора по ограничению систем противоракетной обороны ПРО (ABM) и отказом от ратификации всеобъемлющего Договора о запрещении ядерных испытаний говорит о 'жизненно важном ударе', направленном против стратегической стабильности. В июне 2002 года Кремль вышел из договора СНВ-2 (Start-II), в результате чего Россия сняла с себя запрет на ракеты с кассетными боеголовками. Москва рассматривает свой ядерный арсенал в качестве 'цивилизирующего фактора' по отношению к гегемонистским амбициям Соединенных Штатов. Поэтому его модернизация является первоочередной задачей в планах Путина в области вооружений.
Тем не менее, существуют взаимные интересы
Часто говорят о новой эре в отношениях между Востоком и Западом. Однако реальность выглядит иначе. Ни у американского, ни у российского президента нет иного выбора, кроме сближения друг с другом, если они хотят добиться осуществления своих национальных крупномасштабных проектов. Создание противоракетной обороны, к чему стремится Буш, стоит миллиарды долларов. Поэтому, а также по другим причинам предпринимается попытка сэкономить на ядерном оружии стратегического назначения. В трудном положении и Путин: ему необходимы деньги для реализации его главной цели - проведения военной реформы. Москва хочет иметь профессиональную армию, которая отвечала бы требованиям ведения войны с применением высоких технологий. Примером является ударная мощь американцев, которые, благодаря своему превосходству в технике, в состоянии применять свою военную силу в любом районе мира.
Нынешние переговоры имеют мало что общего с переговорами о разоружении старого образца, которые вели поколения американских президентов и правители из Кремля. Москва и Вашингтон не разоружаются, а только перевооружаются. Для финансирования новых проектов американцы увеличили и без того значительные военные расходы. В России военный бюджет увеличили почти вдвое, он по соотношению к внутреннему валовому продукту значительно больше, чем в западных государствах.
Окрепшая российская экономика
Никогда со времени окончания 'холодной войны' между Москвой и Вашингтоном не было столь много разногласий, как сегодня. Кремль с учетом своей стратегической слабости шел навстречу Белому дому в основных вопросах, а в ответ, по его собственному ощущению, получил мало, о чем, например, свидетельствует разочарование в связи с отказом в контрактах на добычу нефти после свержения режима Саддама (Saddam). Конфликт вокруг страны Междуречья показывает, насколько уменьшилось международное влияние России, не в последнюю очередь и в Средней Азии. Процесс нарастания разногласий между постсоветскими государствами зашел далеко. Если Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизстан и Армения занимали в целом отрицательную позицию по вопросу американского удара по Багдаду и, таким образом, разделяли позицию России, то Грузия, Узбекистан и Украина действия Вашингтона одобрили и оказали военную и материальную поддержку. Договориться о поддержке позиции Москвы, несмотря на многочисленные усилия российской стороны, не удалось и в рамках СНГ.
Тем не менее, нынешняя Россия представляет собой уже не кризисное государство постсоветских лет: высокая цена на нефть укрепляет экономику. Москва проведением военных маневров пытается продемонстрировать снова обретенную мощь. Требование обязательного восстановления статуса великой державы выражено намного больше, чем стремление к демократии, не только среди российской элиты. Большой поддержкой внешняя политика Путина пользуется также в народе, поскольку она привела к тому, что Россия в мировой политике больше не воспринимается как страна, проигравшая в 'холодной войне'. Новое хозяйственное освоение ресурсов вселяет надежду на восстановление положения великой державы. От западных кредитов Москва больше не зависит, наоборот, она их возвращает. Путин выиграл пространство, позволяющее требовать ответных шагов. Его окрепшая, авторитарно управляемая Россия пробуждает на Западе опасения по поводу новой опасности с Востока.
Помощь 'ближнему зарубежью'
Поскольку обретенная вновь сила пока еще недостаточна для мировой арены, Москва в настоящее время концентрирует свое внимание на периферии. Инструменты Путина: политическое сотрудничество в борьбе против террора, экономическое сотрудничество, военные союзы и создание военных баз, как в Таджикистане и в Киргизии. Под знаком этой политики проходило как создание 'единого экономического пространства' России, Украины, Казахстана и Белоруссии в сентябре 2003 года, так и 'Организации коллективной безопасности' (ОКБ), образованного в апреле 2003 года оборонительного союза в составе России, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Армении и Белоруссии, который должен возродить работу 'Договора коллективной безопасности СНГ', подписанного в 1992 году в Ташкенте, где, без сомнений, доминирует Москва.
Устав ОКБ копирует статью V хартии Североатлантического союза, который определяется в ней как союз, имеющий коллективный оборонительный характер. Важной целью интеграции организации является формирование сил быстрого реагирования по образцу НАТО, которые должны служить, прежде всего, для борьбы с террором и торговлей наркотиками. Антизападный характер ОКБ выражается, не в последнюю очередь, в том, что государства-члены впредь не могут без разрешения организации, а, значит, Москвы, использовать свою территорию в военных интересах третьих стран.
В то время как на Кавказе и в Средней Азии продолжается 'Большая игра', как ее называл на исходе 19 столетия Редьярд Киплинг (Rudyard Kipling), за стратегическое сырье, старые фронты между Россией и Соединенными Штатами появляются вновь и в рамках политики нераспространения ядерного оружия. Вашингтон обвиняет Москву, что она поддерживает ядерные амбиции Тегерана. США первоначально заявляли, что вопрос о ядерной программе необходимо передать на рассмотрение Совета безопасности Организации Объединенных Наций, и затем должны быть введены санкции. Однако с некоторых пор Вашингтон склоняется к политике, которая проводилась бы ЕС-тройкой. Россия, обладающая правом вето, заявила, что будет против созыва Совета безопасности ООН, но в ходе последнего голосования в 'Совете губернаторов' МАГАТЭ от голосования воздержалась. Тегеран, окруженный со всех сторон союзниками Вашингтона, пошел на 'стратегическое партнерство' с Россией, чтобы держать Соединенные Штаты подальше от региона вокруг Каспийского моря. Насколько полезно такое 'партнерство', еще предстоит увидеть.
Иран как конфликтный фактор
Со строительством атомной электростанции в Бушере, в Персидском заливе, в котором солидное участие приняла Россия, Ирану удалось стать обладателем современных ядерных технологий. Помимо завершения строительства запланированного еще в 1975 году реактора, первый блок которого, по российским данным, должен дать ток в 2006 году, Москва изъявила готовность передать другие, близкие к военной сфере, ядерные технологии, например, оборудование для обогащения урана. Кроме того, будут подготовлены 500 иранских специалистов в ядерной области. После того, как в конце девяностых годов, уже казалось, что США путем политического давления и экономических санкций удалось значительно ограничить российскую поддержку иранских ракетных программ, теперь, в последние годы, американские разведывательные службы сообщают, что Россия снова стала одним из главных помощников в разработке ракетного оружия в Иране. Этот фактический отказ от политики нераспространения ядерного оружия грозит гибелью еще одному детищу разрядки.
Томас Шпекман - сотрудник Фонда Дома истории Федеративной Республики Германия в Бонне и руководитель семинара по вопросам политологии в Рейнском университете Фридриха Вильгельма (Friedrich Wilhelm) в Бонне.