Вопрос корреспондента газеты 'Le Figaro': Всего за несколько прошедших дней политическая ситуация на Украине резко изменилась. Коалиция, возглавлявшая 'оранжевую революцию' распалась, президент из этой ситуации вышел ослабленным. Все ли в Киеве оказались в проигрыше в результате политического кризиса в стране?
Ответ Юлии Тимошенко: Произошедший в лагере 'оранжевых' раскол, на мой взгляд, является крупной ошибкой, в результате которой наша страна сильно пострадает. Я со своей стороны сделала все возможное, для того, чтобы наша команда не распалась.
Однако было бы неправильным полагать, что разногласия, возникшие между президентом Ющенко и мною, означают поражение нашей демократической революции и крах наших идеалов. Украина, что бы сейчас ни происходило, изменилась самым радикальным образом. Дальнейшее развитие событий не зависит всецело от меня и Ющенко. То, что произошло у нас прошлой зимой, привнесло в политику честность и высокий моральный дух. Вот тому одно из доказательств. Бывший государственный секретарь Александр Зинченко ушел в отставку в знак протеста против расцвета коррупции в высших эшелонах государственной власти. Своему посту он предпочел честность политика. Поэтому можно с уверенностью сказать, что нынешние политические неурядицы вовсе не означают крах реформ, а наоборот - продолжение курса на очищение политических кругов нашего общества. Появляются политики, которые настроены против политических скандалов в органах государственной власти. Мартовские парламентские выборы ознаменуют собой второй этап набирающего силу процесса, направленного на избавление от клановости и коррупции на всех уровнях власти.
Вопрос: Каково Ваше мнение по поводу только что сформированного правительства?
Ответ: Я вынуждена констатировать, что практически это то же самое правительство, что и было у нас прежде. Это означает, что нынешний кабинет не был отправлен в отставку, а президент лишь избавился от премьер-министра. Новый глава правительства Ехануров поддерживает очень дружеские отношения с бывшим президентом Кучмой. Поэтому, думаю, что по своему духу нынешнее правительство будет очень близким к прежнему режиму. Кроме того, это правительство носит чисто технический характер, и потому долго не просуществует. Всем править будет президентское окружение.
Вопрос: Перейдете ли Вы теперь в оппозицию президенту Ющенко и его правительству?
Ответ: Наши с президентом Ющенко пути разошлись. Мы пойдем параллельными дорогами, и при этом будем представлять две различные политические силы. Эти силы будут между собой конкурировать. Что касается меня лично, то надеюсь довести до парламентских выборов партию сил, сохраняющих верность демократическим идеалам, которые мы защищали на площади Независимости в ноябре прошлого года. Надеюсь, что возглавляемая мною парламентская фракция найдет конструктивный подход по всем вопросам, включая и вступление в ВТО. Нынешнее правительство критикует нас за раздутый бюджет, обвиняет нас в популизме, за то, что мы увеличили бюджет на социальные нужды без учета экономической обстановки.
Многие олигархи из окружения бывшего президента Кучмы, к примеру, Виктор Пинчук потратили немалые деньги, задействовав огромное множество PR-агентств, с целью помешать моей работе и создать негативный имидж возглавляемого мною правительства. И все же нам удалось сделать все то, что мы обещали. Мы трудились над долгосрочными программами социально-экономического развития Украины, уделяя при этом особое внимание вопросам обеспечения социальных нужд населения нашей страны. Это, в частности, стало возможным благодаря сокращению удельной доли теневой экономики в общем экономическом балансе Украины. Ни на грош не подняв налоги, мы смогли добиться увеличения доходной части бюджета по сравнению с результатами прошлого года на целых 70%!
Вопрос: Что Вам удалось сделать в борьбе с коррупцией, которая, как Вы заявляете, столь сильно поразила власть на Украине?
Ответ: Мы признали недействительными более пяти тысяч нормативных актов, которые наделяли бюрократический аппарат различных уровней практически безраздельными правами совершать поборы. Раньше требовались всевозможные специальные разрешения, разного рода лицензии и т.д. Упростив процедуры, мы тем самым лишили живительной влаги подпитывающий коррупцию источник, с которым приходилось иметь дело украинским предпринимателям. Само собой разумеется, что работа в данном направлении еще далека от завершения, однако прорыв все же налицо. Мы значительно упростили процедуры приобретения земель сельхозпроизводителями. До этого, чтобы получить во владение землю требовалось потратить не менее трех-четырех лет, и получить 73 подписи, согласовывая вопрос в инстанциях различного уровня. Сегодня же, на это уйдет не более трех-четырех месяцев. Землю можно купить на свободных от коррупции торгах. Наше правительство также предложило принципиально новую гласную процедуру приватизации госпредприятий, которая полностью исключает использование всех кулуарных механизмов купли-продажи.
Вопрос: Именно в отношении этого вопроса в Ваш адрес раздается критика. Новое правительство намерено вновь поставить вопрос о законности реприватизации металлургического комбината 'Криворожсталь' (прим. редакции: приватизация этого предприятия, которая пришлась на самый конец правления Кучмы, была осуществлена сомнительными методами. Впоследствии эта сделка была признана правительством Ю. Тимошено незаконной). . .
Ответ: Реприватизацией 'Криворожстали' наше правительство создало прецедент введения процедуры приватизации, носящей очень открытый характер. В торгах собиралось, кстати, участвовать и французское предприятие Arcelor. Однако нынешнее правительство ставит под сомнение результаты проведенной операции.
Вопрос: Ваши противники обвиняют Вас в том, что вы связали свою судьбу с влиятельным олигархом Коломойским, возглавляющим компанию 'Приват', которому Вы, якобы, оказали услуги в вопросах, связанных с приватизацией.
Ответ: Это абсолютная неправда. Подобное утверждение лишь задним числом послужило основанием для моего смещения с занимаемой должности, что не укладывается в рамки абсолютно никакой политической логики.
Вопрос: Не опасаетесь ли Вы, что раскол в стане лидеров 'оранжевой революции' будет способствовать тому, что имидж Украины на Западе несколько потускнеет?
Ответ: Очень не хотелось бы, чтобы что-то подобное произошло. Отвернуться от страны с таким огромным потенциалом означало бы совершить большую ошибку.
Вопрос: Вы провели несколько дней в Москве, где военная прокуратура аннулировала свое решение об объявлении Вас в международный розыск. Какой прием был Вам оказан в российской столице?
Ответ: Не хочется верить в то, что в России, которая является стратегическим партнером нашей страны, могут радоваться тем трудностям, которые в настоящий момент переживает Украина. Кстати, в субботу, когда я посетила с частным визитом Москву, злорадства в глазах людей я там не увидела. Напротив, везде я встречала дружеские лица - на границе, на таможне, в аэропорту. Нам совершенно необходимо вновь создать с Россией партнерские дружеские отношения на крепкой основе.
Вопрос: Российская военная прокуратура полностью отказалась от намерений преследовать Вас по закону?
Ответ: Во время моего посещения российской столицы выяснилось, что 90% предъявленных мне обвинений на самом деле имели в своей основе чисто внутренние украинские корни и явились результатом кампанию клеветы, развязанной моими политическими противниками в нашей стране. Тем самым я хотела показать гражданам и политикам на Украине, что я могу спокойно и беспрепятственно отправиться с визитом в Россию.