Сентябрьский кризис в Украине повлиял не только на внутриполитическую расклад, а именно - изменение конфигурации власти и оппозиции, но и на взаимоотношения с основными внешними игроками, реально влияющими или пытающимися активно влиять на ситуацию в стране.
30 сентября 2005 года станет очередной роковой датой для украинско-российских отношений. В этот день состоится первый рабочий визит нового премьер-министра Украины Юрия Еханурова в Москву. А по итогам визита станет окончательно ясно, какова теперь линия Кремля по отношению к Украине. У Владимира Путина есть три базовых варианта поведения, и все они администрацией российского президента рассматриваются:
- сделать ставку в среднесрочной перспективе на Виктора Ющенко и кабинет Еханурова;
- поставить на Юлию Тимошенко как лидера объединенной ("восточно-западной") оппозиции;
- комбинация первых двух вариантов: официальная поддержка президента Ющенко и его линии и неофициальная - оппозиции как инструмента давления на действующую украинскую власть (конструкцию власти, сформировавшуюся по итогам сентябрьских отставок).
К моменту прибытия самолета Юрия Еханурова в Москву Путин уже примет решение. Неотвратимо.
Бизнес как политика
Отношения Украины и России в последние 8 месяцев напоминали неумный фарс.
Новая украинская власть в эйфории от Оранжевой революции радовалась тому, что эпоха Украины как "заднего двора" России закончилась навсегда и бесповоротно. Победители думали, что все европейские двери для них открыты, более того, прийти в гости можно чуть ли не в любой момент, а не когда пригласят.
Официальная Россия, вроде как униженная и оскорбленная своим же собственным бездарным поражением, с трудом пыталась скрыть жажду мести, всякий раз почти публично радуясь склокам внутри команды Украины и другим неурядицам "оранжевой власти".
Впрочем, это не снимало проблемы необходимости разрешения вопроса двусторонних отношений. Кроме политического кризиса, к осени Украина оказалась на грани экономического кризиса, который существенно усилится возможным резким (в 3-4 раза) повышением цен на газ.
Россия же до сентября продолжала - отчасти по инерции, отчасти в силу немалого влияния на Путина, которое по-прежнему есть у кума российского президента Виктора Медведчука - делать ставку на Виктора Януковича как оппозиционного вождя, Партию регионов и СДПУ (о) - как структурную основу оппозиции, якобы способной выиграть парламентские выборы-2006 и чуть не ли организовать "голубой Майдан".
Политическая невнятность Януковича, практически полное отсутствие публичной политической реакции этой оппозиции даже на такие знаковые события, как аресты Бориса Колесникова и Евгения Кушнарева, несколько обескураживали Кремль, но не приводили к кардинальным изменениям в политике Москвы.
Все изменилось только и сразу после отставки Юлии Тимошенко. Уже в момент назначения и.о. премьера Юрия Еханурова многие российские прокремлевские политики и политологи заговорили о грядущей оттепели в российско-украинских отношениях. Эта риторика была подхвачена и в украинском политикуме.
И оттепель, как ни странно, наступила. Хотя ни Украина, ни Россия в области реальной политики не отступились от своих позиций. С того момента, как Герман Греф и Сергей Терехин констатировали чуть ли не полный отказ Украины от проекта ЕЭП, а также Саммита глав государств-участников СНГ, который показал абсолютную бесперспективность обсуждения судьбы Содружества и ЕЭП, ничего не изменилось.
Ни Ющенко, ни Ехануров не говорили о смене ориентиров во внутренней и внешней политике. Никто не собрался ни предоставить русскому языку официальный статус, ни расширить права регионов, ни отказаться от вступления в НАТО, ни задержать в Крыму до, например, 2042 года российский Черноморский флот.
Со стороны Путина также не звучало никаких новых инициатив и предложений в адрес Украины, к тому же, в Кремле украинским вопросом по-прежнему занимаются все те же, утомленные высокобюджетной президентской кампанией Виктора Януковича люди. Откуда же взялась нежданная осенняя оттепель?
Просто Виктор Ющенко (через Александра Третьякова и Олега Рыбачука) и Юрий Ехануров послали Кремлю очень правильный сигнал. Они дали понять, что после отставки Тимошенко и ее верного оруженосца Александра Турчинова уже никто не будет ставить вопрос об отказе от деликатных схем торговли российским и туркменским природным газом и о судьбе знаменитой компании "РосУкрЭнерго".
Команда Ющенко в данном случае сделала ход столь же простой, сколь и безошибочный. Она воспользовалась тем, что у Путина и Ко, вопреки распространенной PR-легенде, нет никакой геополитической стратегии, а есть только крупные коммерческие интересы.
Лежащие, не в последнюю очередь, в постсоветской газовой отрасли. И как только все с газом устроилось, Кремль сразу согласился забыть обо всех своих официальных политико-исторических требованиях к "братской" Украине и к ее возлюблено-ненавистной власти.
Правда, соратники Путина пытались объяснять свою внезапную благосклонность к вчера еще нелюбимому Ющенко и его доверенному премьеру тем, что президент Украины и его доверенный премьер-министр подписали Меморандум о взаимопонимании с "восточной" оппозицией в лице Виктора Януковича. Впрочем, не нужно быть экспертом первой звездной величины, чтобы увидеть, что величавый документ объемом 1 стр. машинописного текста на самом деле сводится к следующему:
- Ющенко обязуется делать все то, что он и так обязан делать по закону, например, отказаться от политических репрессий;
- Янукович соглашается со статусом "вечного оппозиционера", власть время от времени критикующего, но никогда всерьез на эту власть не замахивающегося;
- президент и новый премьер отказываются от уголовного преследования и "раскулачивания" бывших и нынешних деловых партнеров Януковича (подразумеваются, хотя и не обозначены в тексте Меморандума явно, Ринат Ахметов и братья Клюевы).
Все. Ни одного требования, отражающего интересы электората Януковича, тех 44%, которые отдали ему свои голоса 26 декабря 2004 года, в Меморандуме нет. Фактически, лидер Партии регионов согласился отказаться от серьезных политических амбиций и претензий в обмен на прекращение силового наезда со стороны властных структур.
Ни о каком политическом партнерстве Ющенко и Януковича речи нет даже приблизительно. Еще раз было доказано, что Партия регионов есть скорее политико-административная настройка над крупным бизнесом, нежели автономная политическая сила.
А такого рода партия реальной оппозицией быть не может: в борьбе за защиту крупной собственности она неизбежно вынуждена склоняться перед властью, причем перед любой властью, даже абсолютно враждебной идеологически.
Но на скороспелых восторгах кремлевских говорящих голов по поводу пустопорожнего Меморандума и якобы пророссийского Еханурова история не закончилась. У газового лобби, поставившего на Еханурова, нашлись действенные конкуренты. И некоторые кремлевские люди, и тот же Медведчук. Они не вполне безуспешно попытались убедить Путина в том, что:
- стратегическую ставку Россия все равно должна делать на оппозицию, а с Ющенко возможно лишь свехкраткосрочное перемирие;
- единственный реальный, политически мотивированный харизматический лидер оппозиции - это Юлия Тимошенко;
- значит, Россия должна заключить с ней отдельное соглашение.
Поездке Тимошенко в Москву, в ходе которой были решены проблемы экс-премьера с политико-уголовном делом, предшествовал 25-минутный телефонный разговор Юлии Владимировны с неким Владимиром Владимировичем. По некоторым сведениям, разговор прошел в теплой, дружественной обстановке. Путин предоставил Тимошенко личные гарантии безопасности и посоветовал немедленно приехать в Москву.
Причем не только в Генеральную прокуратуру РФ. В ходе поездки в Россию лидер оппозиции получила от близких к Кремлю людей заверения в том, что разнообразная поддержка со стороны северного соседа совсем не исключена. И если телеканал "Интер", с августа 2005 г. подконтрольный российской группе "Евразхолдинг", вдруг начнет местами поддерживать "Батькивщину" и формирующуюся на ее базе оппозиционную коалицию, удивляться не стоит.
Три шага от ненависти к любви
В настоящее время для Кремля - лично Путина и ключевых фигур его окружения - важны три аспекта российско-украинских отношений.
Во-первых, как уже было сказано, сохранение единственно правильной схемы торговли бесцветно-голубым символом линяющего российского могущества - природным газом.
Во-вторых, отказ Украины от официальных переговоров о вступлении в НАТО до апреля 2008 года. Момента ухода Путина от власти. (Излишне напоминать, что Путин, как и вся нынешняя политическая элита России, не считает совсем глупым тезис "после нас - хоть потоп").
В-третьих, участие Украины в ЕЭП на уровне Таможенного союза.
Первый вопрос важен Путину с точки зрения его личных экономических интересов. Остальные два - с точки зрения престижа на мировой арене. К тому же, после ухода с президентского поста в качестве пенсионной карьеры Путин может рассматривать пост любимого руководителя в наднациональном исполнительного органе ЕЭП (если такой будет создан, конечно).
Соответственно, вопросы, российского языка, федерализации, ЧФ, из-за которых Россия якобы и поддерживала на выборах-2004 кандидата Януковича, не волнуют политическую элиту России, поскольку не затрагивают ее жизненно важные экономические интересы.
Какой вариант выберет Путин? Тот, который лучше обеспечит ему реализацию вышеперечисленных трех условий. В этом смысле визит премьера Еханурова в Москву собственно ярко покажет, какую политику избрал Путин по отношению к Украине.
Если победит линия на поддержку Ющенко и кабинета Еханурова как "условно проросийского", то Путин лично примет Еханурова, а в ходе переговоров премьера в "Газпроме" будет названа новая цена на российский газ (с 1 января 2006 года): не более $120 за тысячу кубометров.
Если же Кремль возьмет линию на дестабилизацию режима Ющенко и (хотя бы частичную) поддержку украинской оппозиции, то Путин, скорее всего, откажется от встречи с Ехануровым: премьер ограничится общением со своим ничего не решающим коллегой Фрадковым. А объявленная новая цена на газ будет на уровне $180-200.
Второй вариант может оказаться смертельным для технократического кабинета Еханурова. Правительству потребуется изыскать более $3.5 млрд. для финансирования дополнительных расходов бюджета следующего года. Кроме того, резко возрастет вероятность провала конкурса по продаже "Криворожстали".
Резкий рост цен на газ весьма неблагоприятно повлияет на экономику этого предприятия и, следовательно, существенно сократит интерес инвесторов к участию в назначенной на 24 октября экономической церемонии.
Если же конкурс сорвется, бюджет недосчитается $2 млрд. уже в этом году, и выполнение масштабных социальных обязательств, заложенных в бюджет еще кабинетом Тимошенко, окажется под угрозой.
Сомнительно, чтобы правительства Еханурова смогло быстро заткнуть пугающую дыру. Осенне-зимний провал "личного" правительства Виктора Ющенко будет означать одно: оппозиция на выборах-2006 обречена на победу. А у оппозиции, как мы уже знаем, может быть только один лидер.
Так что сегодня вечером мы узнаем, какую политику решила проводить Москва на украинском фронте. Хорошо, что ждать осталось недолго.
От УП. Станислав Белковский давно и плодотворно сотрудничает с олигархом Борисом Березовским и, по некоторым данным, привлекался для политических консультаций экс-премьера Юлии Тимошенко. На момент написания статьи не было точно известно о том, что Ехануров планирует встречаться с Путиным.